Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
Аноним3 июля 2024 г.В поисках утраченного смысла
«Тошнота» – наверное, первая книга в моей жизни, которую я взяла для того, чтобы найти ответ на конкретный вопрос: «Что такое экзистенциальный кризис и как выйти из него?». Мне хотелось определить точную симптоматику, возможно, получить поддержку и прийти к какому-то решению проблемы. И роман не только справился с пожеланиями, но превзошёл все ожидания.
Поначалу я переживала, что слог автора окажется слишком сложным для восприятия, ведь Сартр прежде всего философ, поэтому не возлагала особых надежд на наше успешное знакомство. Однако уже с первых дневниковых записей, в форме которых ведётся повествование, я поняла, что обратилась по адресу.
Думаю, чтобы преодолеть сартровскую поистине высокопробную образность изложения мыслей и не увязнуть в трясине его экзистенциальных исканий, окрашенных во все оттенки отчаяния; чтобы иметь возможность вступить в откровенный диалог даже не с главным героем и его создателем, а с самим собой, к роману стоит приступать в определённый период познания себя и мира вокруг.
Вот почему, несмотря на нашу дружбу, наверное, я не стала бы рекомендовать книгу тем, кто находится на подъёме жизненных сил и энергии – в процессе чтения можно схлопотать депрессию в качестве побочного эффекта. А вот для тех, кто чувствует, что окончательно запутался, и продолжительное время существует под девизом: «меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал», «Тошнота» может стать настоящим спасением.
На протяжении трёх сотен страниц Сартр уверяет читателя в том, что множество людей, разделённых временем и пространством, так же пытаются найти своё предназначение, ощущают себя лишними, испытывают выгорание и безразличие ко всему окружающему, боятся жить в настоящем, крепко сжав в дрожащих руках жалкий клубок дорогого сердцу прошлого.
Но есть ли выход из подобного состояния? Какой крайности нужно достичь, чтобы прекратить это беспощадное самобичевание? Почему ему, а не мне пришла в голову та гениальная мелодия? Почему она одним лишь голосом способна вернуть к жизни, а я – нет? Почему я – это я, если нет ни одной причины моего существования?
И герой романа, Антуан Рокантен, французский Иван Сусанин в болотистых лесах экзистенциального хаоса, кажется, забредает в непроходимые топи и опускается на самое дно. Он задаёт вопросы, на которые никто (в мире живых уж точно) не знает правильного ответа, и лишь тогда чувствует истинную свободу, когда обретает смелость честно признаться в том, что оказывается важным именно для него. Быть услышанным. Быть понятым. Уберечь свои мысли от распространения трупных пятен. Однако на этом его поиски не заканчиваются – они лишь переживают новый виток развития, в чём, на мой взгляд, и заключается их главная прелесть.
Поиск смысла жизни – это не прямая, старательно проведённая под линейку
жирным карандашом. Более того, ни на одну, даже самую точную топографическую карту не получится нанести единственно верный путь из точки A в точку B, которым будут пользоваться заблудшие души. Ведь траектория поиска смысла жизни – это непредсказуемый маршрут американских горок, где каждая петля имеет значение. Главное, чтобы ни одна из них не стала бессмысленно мёртвой.
«Я тоже хотел БЫТЬ. Собственно, ничего другого я не хотел – вот она, разгадка моей жизни...»12635