Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июля 2024 г.

    Компрачикосы и политическое устройство Англии XVII-XVIII веков

    Несмотря на мое расположение к произведениям Виктора Гюго, этот роман, к сожалению, не произвел на меня того впечатления, на которое я рассчитывала исходя из аннотации и культурной ауры книги. Обещавшаяся трагическая история Гуинплена - изуродованного в детстве ребенка, вынужденного зарабатывать на жизнь, "торгуя" этим самым уродством - оказалась почти публицистическим описанием политического устройства Англии тех времен. Да, местами это было интересно, но по итогу породило две, на первый взгляд взаимоисключающие, проблемы - избыток текста и недостаток его.

    Сторонние рассуждения, относящиеся к зарисовке социально-культурного фона, так хорошо знакомые по  Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери  , в упомянутом романе выглядели аутентично и весьма стилизованно под особенности позднесредневековых описаний. Но в "Человеке", несмотря на явные интеллектуальность и мастерство автора, они так сильно перегружали повествование, что по итогу "подмяли" сюжет под себя. На главных героев - Гуинплена, Дею, Урсуса и его верного волка Гомо - практически не осталось времени, как его не осталось и на герцогиню Джозиану, лорда Дэвида и Баркильфедро. При этом предпосылки для развития всех этих персонажей были замечательные, но они так и остались на уровне "зарисовок".

    Сумбурность конфликта, время, на него отводимое, предпосылки и последствия не позволяют в него поверить и тем более им проникнуться. Кульминация и развязка происходят за пару дней, за которые в данном конкретном случае совершенно не может случиться "падение и возвышение" личности, потому хотя бы, что к подобному у персонажа не было особых подводок и причин на протяжении предыдущих 500 страниц. У Урсуса - да, возможно, у Гуинплена - точно нет. Однако Гюго просто в один момент говорит, дескать, да, Гуинплена всегда так сильно волновала судьба бедняков, и читателю приходится с этим мириться, чувствуя при этом, что где-то его все-таки обманули.

    То же самое касается "любовных мук выбора", которых особо и нет.

    Не говоря даже о том, что образ двадцатипятилетнего мужчины, ни разу не познавшего женщины, уже создает вопросы и абсолютно "оправдывает" и без того безобидную недоинтрижку с герцогиней. Мне не удалось поверить в истинность любви Гуинплена к Дее, поскольку она совершенно платонического свойства, к тому же внушающая привычность. Обожествление женщины - это прекрасно и замечательно, но подобное требует некоторой "язычности" - то есть важно не сотворить недосягаемый культ, а слить две части - духовного и плотского - воедино. У Гуинплена же с этим проблемы, он будто разделяет Женщину на два вида: плотская, вызывающая земную любовь и желание - это герцогиня, а духовная, вызывающая желание восхищаться, но не трогать - это Дея.

    К слову, "обличение" герцогини вызвало у меня лишь поднятие брови. Женщина живет так, как ей удобно, так, как она привыкла, вреда особого никому не причиняет, а читатель должен бичевать ее только за то, что его моральные нормы не совпадают с ее. Ну так это только его, читателя, проблема.

    В общем как-то получилось так, что почти все, чем удалось проникнуться, было вызвано "исподволь", т.е. пониманием тяжелой и серьезной ситуации, которая действительно имела место быть в описываемом периоде. Но не конкретным конфликтом. Он, как таковой, вообще странен - герой не ставит себе четкую цель, не изучает среду, в которую попал, но влетает в нее с ноги и начинает качать свои права, обоснованно вызывая у всех присутствующих недоумение и обратную, защитную агрессию. Собственно, в "Человеке" все перегибают палку - и Гуинплен своей экзальтированностью, и палата лордов своей нетерпимостью, и сам Гюго отвлеченными рассуждениями и несколько романтизированным описанием двух лагерей - аристократии и простолюдинов.

    Тем не менее книга уж точно не плохая, но определенно заслуживающая к себе внимание как памятник эпохи и как интересный синтез романтизма и реализма.


    3,5/5

    27
    1,1K