Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пандора в Конго

Альберт Санчес Пиньоль

  • Аватар пользователя
    Аноним2 июля 2024 г.

    ֍֍ ОДИНОЧЕСТВО ПАЛАЧА, или ЦЕНА СЛАВЫ ֍֍֍


    «Я не мог представить себе любовную пару, которая была бы более одинока.»


    «Эта история из тех, которые заставляют тебя сомневаться во всем. Выслушайте ее и запишите. Я никогда не слышал ничего столь невероятного. Никогда. Думаю, и вы тоже.»
    (Альберт Санчес Пиньоль.«Пандора в Конго». 2005)
    «Но я понимал, насколько тяжело ему было вспоминать о событиях в Конго. К тому же он делал это в отчаянной для себя ситуации: сидя в тюрьме, где его ожидала виселица.»
    (Альберт Санчес Пиньоль.«Пандора в Конго». 2005)
    «Кто говорит, что любовь прекрасна? Любовь прежде всего могущественна. Любовь может исказить наши моральные принципы точно так же, как жар горна может согнуть крепкую и прочную железную балку.»
    (Альберт Санчес Пиньоль.«Пандора в Конго». 2005)

    **
    «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.»
    (Иван Сергеевич Тургенев»)

    Альберт Санчес Пиньоль первый роман условного фантастического цикла «Страхи» — «Холодная кожа» написал в 2002 году. Эта книга пользуется заслуженным вниманием читателей и не просто так переведена на несколько иностранных языков: есть за что. Прочитав её (при условии, что она понравилась), захочется прочесть и следующий роман обозначенного цикла — «Пандора в Конго» (2005), и с нетерпением дожидаться третьего романа трилогии (отдельные его главы уже можно найти).

    На мой взгляд, именно в этой последовательности лучше читать А.С. Пиньоля: проступает общая идея создания цикла. К тому же заметно, что автор, при написании этого романа, в голове держал предыдущий — «Холодная кожа». То, что было недосказано ранее, через три года нашло своё пояснение, а также углубление в суть психологии людей в «Пандоре».

    Ещё более рельефно проступает мысль автора, выраженная в первой книге: чтобы убивать себе подобных, надо по натуре быть УБИЙЦЕЙ. Здесь она снова звучит, словно колокол, призывающий каждого из нас определиться, кто ты есть по своей сущности. [Один такой определялся в «Преступлении и наказании» Фёдора Михайловича. К чему это привело, мы все прекрасно помним]. Он как бы даёт понять, что СОЛДАТОМ каждый быть не может: не каждый способен убивать себе подобных, даже если у него есть веские причины, мотивы, страсти, идеи …

    «– Господин Томсон, я не мог выстрелить в него, потому что я не убийца.»

    Но сюжетно эти два произведения не связаны между собой: истории совершенно разные. И если первый роман называется «Холодная кожа», и действие его разворачивается в ледяной Антарктике, то название второго так и вертится на языке: «Горячая кожа»! К тому же всё происходит в знойной Африке.

    Объединяет обе книги в цикл исследование человеческой природы. Интрига «Пандоры» заключается не столько в приключенческой составляющей, основанной на фантастической подложке, сколько на исследовании движений человеческой души: мотивов поведения героев и условий их возникновения. Поэтому интрига будет сохраняться до самого конца: совсем не просто разобраться в лабиринтах человеческой души. А жанр фантастики, как мне кажется, облегчает задачу автору — учёному-антропологу, рассматривающему и показывающему нам подноготную «сапиенсов».

    Поэтому не стоит ожидать от «Пандоры» натуральной Африки: ярких, живописных и реалистичных описаний. Не будет, как могло бы быть у Жан-Кристофа Гранже, подобно «Багровым рекам» и примыкающим к ним романам, погружения в атмосферу, нравы и обычаи африканских народов и всего того, что волнует журналистов и путешественников-исследователей других стран и народов. Здесь, как я уже сказала, цели и задачи другие. Хотя лично мне именно Африки и не хватало. Надеялась, что у Пиньоля, как исследователя Чёрного континента, будет чем «поживиться».

    Автор представляет Конго всего лишь в виде бутафорского задника на театральной сцене. Но это очень хороший задник, выполенный в минималистическом стиле живописи.

    Я понимаю так, что Пиньоль не хотел отвлекать внимание читателя от «игры актёров». Именно на них, поступках, чувствах персонажей и героев, читателю необходимо сосредоточиться, чтобы разобраться, кто действительно герой, а кто «тварь дрожащая» или ещё того хуже. Такова интрига романа: настоящий ящик Пандоры.

    Тема страхов — лакмусовая бумажка, позволяющая распознать кто есть кто. Более того, эта тема должна показать, какую роль страх и его преодоление (также как и подчинение ему) играют в жизни людей, попадающих в различные жизненные ситуации. По-моему, — важная тема.

    Для реализации темы страхов автор использует различные локации действия. Конго — само собой, также как и приключения «под каменным небом» подземной цивилизации, но не менее интересен и Лондон с его обитателями, имеющими отношение к личной жизни молодого писателя-повествователя, от лица которого ведётся рассказ.

    Кстати, рассказ автора — Томаса Томсона о своей личной истории ведётся в полушутливой манере: с юмором и самоиронией, что оживляет повествование и побуждает читателя не относиться слишком серьёзно даже к кровавым событиям в Конго. Рассказ о Конго — это книга в книге, написанная дважды.

    Всё условно: события 60-летней давности в Лондоне в годы Первой мировой войны и африканская история героя, томящегося в тюремных застенках в ожидании смертного приговора.

    И всё — правда. Художественная правда. Зри в корень! Читай до самого конца, чтобы … ну, а в конце концов эмоции будут у всех разные. Автор сумеет удивить и перевернуть всё с ног на голову. Ящик Пандоры не был бы тем, чем он является по существу, если его не открывают.

    Ошибаются те, кто ожидает от Пиньоля романов-триллеров. Здесь совсем иной «ландшафт». Думаю, об этом стоит предупреждать, чтобы книги не вызывали у читателя чувства неоправданного ожидания и, как следствие, — разочарования.

    Для меня «Пандора в Конго» — не только интересный и необычный роман, но и свидетельство возросшего писательского мастерства автора в сравнении с «Холодной кожей».

    Второй роман цикла «Страхи» многограннее и изобретательнее в сюжетных линиях, замысловато переплетающихся и дополняющих друг друга, давая пищу для размышления на разные темы: войны, любви, счастья, писательства, управления народами и массами, тщеславия, подлости … В основе размышлений — человеческая природа. А как же иначе? — Автор романа — учёный-антрополог.

    Снова Пиньоль задаётся вопросом, что движет миром. И если в «Холодной коже» очевидный ответ — похоть, то в «Пандоре» автор предлагает и другую версию. И это не любовь.

    «– А сейчас я задам вам один вопрос: что движет этим миром, господин Томсон?»

    А что на этот счёт думают читатели? Лично я думаю, что однозначного ответа нет. И любовь не стоит сбрасывать со счетов.

    **
    P.S.

    «Сама Амгам никогда бы не пожертвовала любовью из-за такой ерунды, как спасение мира.»

    48
    526