Рецензия на книгу
Владычица Озера
Анджей Сапковский
Lerochka9812 июля 2024 г.Битву закончит смерть, всё остальное лишь перерыв в битве
Есть предположение, что к концу я немного устала от этого цикла и сильно к нему охладела. Думаю, причина в том, что пришлось по воле обстоятельств сделать перерыв в чтении, а это губит для меня любое фэнтези.
В результате я растеряла всякое сопереживание к героям. Цири внезапно стала казаться мне страшно мэрисьюшной: неуловимой, непобедимой... и неинтересной. После событий на арене в прошлой книге пропал этот внутренний надлом в момент битв: "а что если она проиграет?" Когда понятно, какой будет результат, само сражение уже не трогает. Сколько бы врагов ни подсовывал ей Сапковский, Цири их всех уничтожит, поэтому читать про её сражения было скучно.
Я поняла, что есть в цикле абсолютно проходные битвы, а есть действительно волнительные, и вот волнительные доставались Геральту, а проходные – Цири. Да, там вроде бы был страшный и ужасный Бонарт, но в итоге он кончил как и все остальные, а уж с другими Цири расправлялась вообще не глядя. А ведь по сути это просто девушка, физической силой уступающая взрослым мужчинам. В моём понимании из неё получился какой-то непобедимый титан, кромсающий кого и когда угодно.
Когда ещё мне хотелось сказать циклу "не верю"? Когда Геральт случайно попал именно в тот подвал, где совещались заговорщики и именно в тот момент, когда они это делали. Есть книги, когда на таких сценах думаешь: "вот надо же, какое совпадение!" А есть такие, когда думается только: "вот надо же, как притянуто за уши!" Вот тут для меня, к сожалению, был второй случай...
Сцена с коньками на озере могла бы мне понравиться, но опять же что там был за такой туман, который мешал сражаться всем, кроме Цири? А какова вероятность, что Цири, прыгая по мирам, дважды встретится с Нимуэ и второй раз это будет даже не её (Нимуэ) глубокая старость? Вот хоть всю жизнь можно верить в легенду и ни разу в неё не попасть, а тут ДВАЖДЫ.
Геральт... я не понимаю, что такого невероятно манящего может быть в женщинах, которых он даже не любит. В первых книгах ведьмак нравился мне гораздо больше: мудрый, рассудительный, сильный и... почаще вспоминал, что любит Йеннифэр? А тут как будто бы только больше сник, переложил всю ответственность на членов своей команды и где наш лидер? Правда к концу, главе в предпоследней, прежний Геральт на короткое время вернулся. Но потом снова как будто устал от жизни, сдался обстоятельствам. Оно вроде бы и понятно, но какой же он стал обречённый, обидчивый и вечно язвительный. А ведь раньше его ещё упрекали в избытке человеческих чувств! Но к концу, видимо, над добротой возобладали обида и жажда мести. Обоснованно, но прежний добрый Геральт нравился мне больше.
Однако, если вы дочитали до этого момента, сейчас я вспомню и много хорошего (в итоге оно, конечно, перевесило). Во-первых, мне очень понравился мир Aen Elle. Вот прямо вся эта часть: задумка с заклинанием, предусматривающим побег, и то, как его можно обойти, король и Аваллак'х и вся эта история с переходом эльфов в другой мир и уничтожением местных жителей. Прямо ни придраться. Но сейчас все-таки придерусь! Ну почему эльфы и единороги воюют и всё равно продолжают жить в одном мире... Если единороги могут перемещаться между мирами, почему бы им не уйти? Но эльфийская точка зрения "прийти из чужого мира и всех поубивать, потому что пути назад нет" – очень мне понравилась, я возьму это на заметку.
Далее мне очень понравилось количество и "качество" миров, в которых побывала Цири. Особенно запомнились блоха, грязное будущее и тот, что с людоедом... Это был абсолютно предсказуемый, но всё равно яркий момент. Такое чувство, что где-то подобное я уже видела, но эффект от этого не был меньше. Ещё и слушала эту сцену в аудиоверсии, и голос "старичка-лесовичка" сразу доверия не внушал!
Появления Высоготы после смерти тоже очень мне понравились, возможно, после смерти он стал мне нравиться даже больше, чем при жизни... Я бы сказала, что эти скачки между сном и явью, одним миром и другим спасли для для меня всю книгу, потому что главные герои снова не очень мне нравились. Цири опять вся из себя особенная, я думала, для неё будет большой потерей остаться без магии, а нет. Всë-то у неё внутри есть, даже магия, от которой она отказалась, только захоти. Ну и всю книгу слушаем/читаем, какая она вся из себя владычица озëр, мест, времени, меча, магии и всего на свете.
Еще, когда Йеннифэр уже догадалась сплавать на Бездну Седны, мне всё как-то было не очевидно, что в крушении корабля замешан Вильгефорц. И я не очень поняла, как она до этого догадалась, если весь профит, который с этого имел Вильгефорц, раскрывается только в самом конце в беседе Эмгыра и Геральта. Но я всë время думала, что тут Вильгефорц инструмент Эмгыра, а получилось наоборот, и мне понравилось! Хотя я так и не "поверила" в пытки над Йеннифэр. После полёта над Скеллиге её линия казалась мне поверхностной. Хоть и говорилось много раз о её руках и трогательное "мамочка" должно было добавлять драматизма, но не вышло. После храма на острове, где ей предлагают "выстрадать" за помощь Цири, а она говорит: "я не хочу страдать ни для кого и ни ради кого"... появилось ощущение, что все её мучения: что на кресте, что у Вильгефорца, написаны просто для галочки, чтобы было. Ну или Йеннифэр в цикле мне все-таки не хватило, в последней книге хотелось более подробных сцен с ней.
Но вот во что я поверила целиком и полностью – глава про бой при Бренне, особенно части про госпиталь Русти. Батальные сцены, видимо, задевают меня, если это массовое сражение, а не битва один на один. Я готова рыдать над этим прямо без всяких вводных, очень цепляет весь этот безрассудный героизм и искренность. Ну и все последние главы, в общем-то, тоже доводили меня до слëз – Мильва, Регис, Кагыр. Ну вот как так вышло, что они с самого начала трогали меня больше, чем главные герои? По-моему, так и не раскрылась тайна спасения Трисс Меригольд под Содденом, но она тоже всегда мне нравилась и я рада, что в последний момент она все-таки победила страх.
Ещё считаю, что я многое потеряла, проспойлерив себе главную интригу цикла в самом его начале, толком не зная героев. На второй книге полезла в Википедию читать, кто такая Цири, а там в отцах был указан понятно кто, поэтому опять вау-эффекта не получилось, а очень жаль! Ведь по сюжету ничего не предвещало, и я бы очень удивилась, если бы не этот обидный спойлер. Но если сделать вид, что его не было, сюжетный ход выше всяких похвал.
Что имеем в итоге: цитаты были хорошие, сюжет был интересный, но очень сложный. В этот раз получилось так, что я только за сюжетом и следила, а за персонажами не особо, хотя хотелось бы. Но что ждала я получила – сказку о разных мирах, действительно щемящее чувство после смерти любимых, хоть и второстепенных, героев, неожиданные повороты сюжета. Такие повороты, которые меняют восприятие всего цикла вообще. Все книги написаны на высочайшем уровне и в смысле "выстреливающих ружей", и в смысле... окружающих декораций (я имею в виду события). Огромная работа достойная восхищения.
Содержит спойлеры101,6K