Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

O crime do padre Amaro

José Maria Eça de Queiroz

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июля 2024 г.

    "В первую минуту... Я действительно был расстроен. Но всё проходит."

    Увы, я совсем незнакома с португальской классической литературой (да и современной, надо признать, тоже), и это моё первое произведение португальского автора. Давно ходила вокруг "Преступления падре Амаро", и вот в один прекрасный день синеватый томик советского издания всё же был раскрыт. Роман оказался довольно интересным. Автор исследует как развращение нравов в католической церкви, покрывающей все преступления своих служителей, так и показную набожность простых прихожан, вера которых сводится к коллекционированию дорогих фигурок святых и посещению церкви ради возможности поглазеть на красивого священника.

    В качестве наглядного примера морального разложения автор приводит жизнь Амаро Виейры, одного из основных персонажей книги, который получил священный сан далеко не по своему желанию, но и не проявляя особого недовольства. Слабохарактерный и беспечный мальчик не выказывал склонностей ни к каким занятиям, считал ворон и равнодушно плыл по течению жизни, пока течение это не прибило его к дверям семинарии, которую он впоследствии окончил без блеска и особых заслуг. Уже в период ученичества его неслабо накрыл пубертат, заставивший серьёзно усомниться в правильности выбора будущей профессии. Закрадывается мысль, что уже тогда он мог бы бросить религию, поискать занятие себе по душе, благо молодость это позволяла. Пришлось бы немало попотеть, прокладывая себе путь в жизни, зато в конце концов он стал бы человеком. Но Амаро понадеялся на авось, и, собственно, что вышло, то вышло. И если поначалу он действительно верил, что за грех его ждёт страшная кара, позже он стал относиться ко всему воистину "философски". В каждой главе этот персонаж демонстрировал новые грани своей пренеприятной личности.

    Амелия, любовный интерес нескольких героев романа, с детства привыкла к тому, что её дом постоянно полон набожных матрон и всевозможных священников, собирающихся по вечерам вкусно поесть и выпить в хорошей компании. Воздушные грёзы, приправленные романтичной сказкой о несчастной запретной любви, мешают девушке увидеть мир таким, каков он есть на самом деле. Ей нравятся красивые вещи, красивые люди, блеск церковного убранства. Амаро полюбился ей также из-за своей внешней привлекательности вкупе с высоким положением в обществе городка. Неопытность и наивность Амелии позволили предприимчивому молодому падре привязать её к себе, заставить поверить в любовь и возможное счастье. Героиню эту действительно жаль, хотя ясно, что на ней тоже лежит вина.

    Из всех персонажей симпатию вызывают, пожалуй, только бедный Жоан и доктор Гоувейя. Они разные, но оба видят то, на что другие закрывают глаза. Пока Жоан борется, пытается добиться справедливости (не всегда разумными способами), доктор живёт тихо и мирно, с высоты своих лет уже понимая суть человеческой натуры и не пытаясь её изменить. Аббат Ферран — единственный положительный представитель церкви в романе. Именно таким, возможно, и должен быть человек, посвятивший себя служению Господу.

    Для XIX века книга показалась весьма откровенной (либо же я пока не сталкивалась с подобными романами того времени). Как-то местами даже было неловко читать :) Но автор здорово описал жизнь общества небольшого португальского города, вставил детали, которые помогают ярко представить культуру 1860-х годов. Не знала, что тогда существовал актёр-комик Таборда или что песня "La Paloma" Себастьяна Ирадьера стала настолько популярной.

    В общем, мне думается, что это хороший роман, в котором автор тонко высмеивает лжесвященников и их почитателей, анализирует разные взгляды на суть Бога и место религии в обществе, связь науки и веры, отношения в семье и т.д.


    15
    314