Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Круг Земной

Снорри Стурлусон

  • Аватар пользователя
    apofatiki30 июня 2024 г.

    Как на карте появилась Норвегия, или претензии жен конунгов, почему у их мужей меньше земель, чем у ярлов

    Несмотря на то что "Круг земной" называют мифологической литературой, а первая исландская сага, с которой начинается этот сборник, утверждает, что первые норвежские короли (Инглинги) ведут свой род от Асов и Одина в частности, когда речь идет о конунге Даге, сыне Дрюггви, знающем птичий язык, решившем отомстить за смерть своего домашнего воробья, залетевшего в страну Готов и поклевавшего чей-то урожай, я осознала, что все написанное - чистейшая правда. Здоровенный и сентиментальный дядька, любящий птичек, в ста процентах случаев воинственный мизантроп. Этим настроем пронизана судьба рода Хорфагеров - викингскими набегами, местью и чудесами. Таким образом "Круг земной" рассказывает, как в Норвегии появилась государственность: усилиями здоровенных и сентиментальных дядек по насильственному склонению местного населения признать над ним власть конунга. И первым чисто норвежским (а не шведским, как Инглинги) конунгом после завоевания норвежских земель становится Харальд Прекрасноволосый. И знаете, почему у него такое прозвище? Однажды он помыл волосы!

    Читая "Круг земной", видно, как сильно исландские саги похожи на "Летопись временных лет": те же приколы с казнями огнем, когда людей сжигают в домах и присылают огонь, привязав горящую ветошь к птицам, только в гораздо больших масштабах и довольно долгое время, а потом постоянные междоусобные разборки с борьбой претендентов на трон, в которых выживает самый политически подкованный. Кстати, страна русов, она же Гардарики, тоже присутствует. Туда, например, сбегает во время междоусобиц и войны с Данией будущий Олав Святой. Не исключено, что святостью он преисполнился, служа при дворе конунга Ярицлейва (Ярослав, князь киевский), который предлагал ему управлять Волжской Булгарией и помочь христианизировать местное население. Кстати, как оказалось, жена Ярицлейва Ингигерда торговалась в жены к норвежским конунгам, потому что она была родом из уппсальских конунгов, ведущих начало от богов, а в результате норвежцам подсунули царевну, рожденную от рабыни, из-за конфликтных отношений. Позже услугами Ярицлейва пользовался будущий конунг Харальд Суровый, который свою добычу от службы на Миклагард (Констанинополь) отправлял Ярославу на хранение. А во времена конунга Вальдимара (князя Владимира) в Гардарики скрывался будущий норвежский конунг Олав Трюггвассон. с ним даже были связаны политические интриги, так как это был самый привлекательный начальник из дружины царицы, о котором знали, что он тоже царь. Вообще же, Россия в "Круге земном" представлена как добрый сосед, не имеющий интересов в Норвегии, Швеция таким становится спустя несколько династических связей, а вот Дания остается для Норвегии постоянным соперником, подкупающим местную знать и выдвигающая своих кандидатов на управление Норвегией. Как норвежцы, так и датчане по очереди завоевывают Англию и страны друг друга, а мирный договор подписывают лишь на срок жизни ныне правящего конунга. Если кто-то из конунгов умирает первым, второй заявляет о своих претензиях на земли первого. Автор зачастую не говорит о проигрышах норвежцев (почти никогда) - просто их войска почему-то не ликуют и оказываются за километры от места битвы, - но слова "Конунг нужен для славы, а не для долголетия" из уст норвежцев говорят сами за себя.


    "Всем людям известна опасность, в которой мы находимся, а также наша молодость, то, что тебе всего пять лет от роду, а мне всего три. Мы ничего не можем предпринять, не пользуясь помощью наших друзей и добрых людей [рядовая междоусобица норвежских конунгов]." 

    "Круг земной" - это типичная летопись, которую довольно сложно читать. И ладно, что в случае с древнескандинавским языком русскому читателю предоставили перевод без архаизмов, этот самый древнескандинавский текст цитирует достоверные источники, которые сплошь состоят не просто из архаизмов, а из ребусов - скальдическую поэзию, сотканную из кеннингов, внутри которых вставные конструкции. Переводчики любезно расшифровали для читателя ребусы (кстати, миллион древнескандинавских синонимичных метафороэпитетов обычно обозначают ограниченный набор слов: битву, корабль, мужа/воина, его оружие и щиты). Ученые объясняют достоверность вис тем, что сочиняющие их скальды были озабочены формой повествования, скрывающей в себе смысл, поэтому что-то еще выдумывать не требовалось. К тому же приукрашенные песни в кругу свидетелей событий звучали бы как насмешка. Сам текст довольно скучен, пока какой-нибудь местный жалкий тип не рассказывает историю, как ему не удалось собрать дань, потому что его похитили разбойники, в доме которых оказалась огромная троллиха. Или ты тролишь?

    У меня создалось впечатление, что автору свой труд тоже представлялся довольно занудным, тем более что в "Круге земном" очень последовательно вводятся дополнительные персонажи, которые через главу-другую сыграют свою роль, что делает текст довольно сложным, это если учесть, что норвежцы не любили использовать новые имена для детей, в результате чего Харальд норвежский воевал с Харальдом датским (он же английский), и оба были конунгами, заявлявшими права на обе страны. И раз уж все настолько приторно, нужно упомянуть, что у конунга был управитель, чьих сыновей он назвал Паль Губошлеп и Гунни Пердун (и, конечно же, больше они никогда не встретятся на страницах, что дает повод заявить, что автор не хуже скальдов использует вставные конструкции в текст).


    «Конунг Харальд сын Сигурда стал объезжать тогда своевойско и осматривать, как оно построено. Он сидел на вороном коне с белой звездой во лбу. Конь упал под ним, и конунг свалился с него. Он быстро вскочили сказал:
    - Падение – знак удачи в поездке!
    А английский конунг Харальд сказал норвежцам, что были с ним:
    - Не знаете ли вы,кто тот рослый муж, который свалился с коня, в синем плаще и блестящем шлеме?
    - То сам конунг, - сказали они.
    Английский конунг говорит:
    - Рослый муж и величественный, но похоже, что удача оставила его.»

    Не стоит труда угадать, кому после этого анекдота сопутствовала удача в битве. воевали норвежцы не только с соседями, и после завоевательных войн приходилось вступать во внутренние конфликты, начавшиеся с того, что норвежские конунги посредством казней насаждали христианство. Местные землевладельцы были против смены обычаев: каждый бонд был на своей земле отправителем языческих культов, относящихся к плодородию, поэтому голодные годы легко связывали с разрушением языческих капищ, и во время боестолкновений с христианской знатью приносили человеческие жертвоприношения.


     «Хакон ярл в этой битве, чтобы одержать победу, принес в жертву богам Эрлинга, своего сына, и тогда поднялась непогода, и йомсвикинги стали терпеть большой урон».

    Уловкой христиан было устанавливать в качестве языческих жертв особо важных представителей знати, после чего те решали переметнуться в христиан. Вместе с христианизацией шла борьба против колдунов, которых еще до появления инквизиции массово и жестоко казнили (привязали на острове до ожидания прилива). Был даже стремный чел, который заявил, что не может принять христианство, потому что финны вселили его дух в человеческое тело, когда его родители попросили у колдунов ребенка.

    Другой стремный чел написал в конце книги статью, что "Круг земной" - сборник недостоверной туфты, и автор (Снорри Стурлусон) сомнительный. Я бы не была так категорична только потому, что места, повествующие о насаждении христианства или сотворении чудес над мощами святого Олава якобы похожи на житийную литературу. Только тем, что они про чудесные исцеления? В целом же история святого Олава не отдает святостью до самой его кончины, когда норвежцы, завоеванные датчанами вдруг осознали, что жестокость местных конунгов была во их благо, а датчане установили законы, ставящие право датчан выше норвежцев. Не слишком житийная история, хоть бы она и была довольно типичной для политики.

    Любителям читать первоисточники по истории такое чтиво точно понравится, от мифологии тут только редкие упоминания, особенно в скальдической поэзии. Автор статьи в конце (М.И. Стеблин-Каменский) заявляет, что в этом сборнике саг неприглядно показано христианство, но это так же нелепо, как верить в то, что священники должны быть непогрешимы, а святители - святы. Второй (А.Я. Гуревич) расписывает, как институционально выглядело древнескандинавское общество, утверждая, что автор, написавший книгу в XII веке навязывает веку IX свои условности, но тот же автор в "Категориях средневековой культуры" приписывает христианские черты скандинавскому язычеству, не понимая их различий, до нелепости противопоставляя христианское христианству. Перипетии, претендующие на драматизм "Игры престолов" (не исключено, что тоже первоисточник наравне с английской историей), господа ученые упускают, хотя политические игры вкупе с военными действиями - самое актуальное, что данная книга предлагает. Да, многие вещи автор не объясняет, но становится очевидным, что когда норвежцы приносят отрезанную голову местного бонда датскому конунгу, это равно выявлению деятельности иноагента, а условность власти законоговорителей в Исландии абсолютно точно описывает нынешнюю псевдогусадарственность этого острова. Господа историки же считают нужным локализовать историю в неактуальном прошлом, хотя книга говорит о том, что вечно, даже если это не касается христианства.

    10
    179