Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Монах

Метью Грегори Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2024 г.

    аниме-сериал с полноценной аркой становления злодея

    Роман, собравший по одной обложкой самые популярные тенденции конца восемнадцатого века: погони от разбойников в стиле Анны Радклиф, любовные похождения в стиле Дюма, критика монастырского уклада от Дидро, разбавленная немецкими сказками, легендами и балладами, происходящая в Мадриде.

    Эта книга похожа на аниме-сериал с полноценной аркой становления злодея: в одной Мадридской церкви сталкиваются две пары, они сходятся-мирятся-разлучаются, а параллельно монах Амбросио, ум, честь и совесть всея католицизма, шаг за шагом приближается к падению: в начале повествования его уже снедает гордыня, потом он поддается гневу, совершает один грех за другим, пока добровольно не свяжется с темными силами.

    Роман действительно нужно читать самим и не судить строго.

    Умные люди объяснили мне, что истоки «Монаха» лежат не только рядом с «Удольфскими тайнами» Радклиф или «Замком Отранто» Уопола, но и «Монахини» Дени Дидро, критикующей монастырский уклад жизни во Франции, в которой уже планомерно назревала первая революция. Сама я не читала «Монахиню», но аннотация обещает трэш, угар и содомию, а также заточения в темницах — чем промышляет и настоятельница мадридского женского монастыря Святой Клары.

    Наблюдать за похождениями Амбросио и забавно (поскольку автор с наслаждением пафосно смакует, как ему, аскету, хочется барышню, как незаметно для самого себя, Амбросио сначала преклоняется перед невинностью, потом сам же хочет девушку опорочить), и жутко (кто тебе, пятнадцатилетней девочке с больной матерью, поверит, что до тебя домогался монах с самой прочной репутацией в городе??). В рассуждениях героя досконально прописан путь от «она так невинна» до «сама виновата», от «я заточу ее в темнице» до «я вымолю у нее прощение» — хочется только спросить «что ты, черт побери, такое несешь?!». Просто читаешь и перед глазами встает современный маньяк, который до поры до времени спокойно живет с мамочкой и в комп залипает. Жизнь идет — ничего не меняется.

    Отсылаясь к «Монахине», Льюис постоянно заигрывает с полом/гендером персонажей — не буду раскрывать интригу, ибо это очень забавный момент, — а также, словно желая добить своего героя окончательно, добавляет намек на инцест. На мой взгляд, упрек в инцесте словно с неба упал и был написан постфактум.

    Также некоторые другие сюжетные ходы появляются настолько внезапно, словно мы смотрим сериал, где в середине сезона расторгли контракт с героиней и надо срочно как-то выкручиваться.

    Периодически в повествовании проскакивают не просто здравые, но слишком современные мысли. Например, критика Библии, как универсального морального ориентира для всех возрастов:

    «Эта благоразумная мать, хотя и восхищалась красотами Святого Писания, была убеждена, что для юной девушки нет более неподходящего чтения. Многие места могли лишь пробудить мысли, не приличествующие порядочной женщине. Ведь там все называется своим именем, прямо и без обиняков, и даже в анналах борделя трудно найти больший выбор непристойных выражений. И вот эту-то книгу рекомендуют читать юным девушкам, ее вкладывают в руки детей, неспособных проникнуть много глубже тех мест, с которыми им лучше оставаться незнакомыми и которые столь часто сеют первые семена порока и первыми будят еще спящие страсти! В этом Эльвира была настолько убеждена, что скорее предпочла бы вложить в руки дочери «Амадиса Галльского», или «Доблестного рыцаря», или «Тиранте Белого» и скорее разрешила бы ей знакомиться с озорными похождениями «Дона Галаора» или похабными шуточками «Девицы Пласер»».

    Если вы любите готические романы, сосредоточенные на деградации злодеев, то вам сюда.

    10
    614