Рецензия на книгу
Шагреневая кожа
Оноре де Бальзак
Аноним28 июня 2024 г.Музей французского светского общества XIX века
В аннотации к этой книге сказано, что "Шагреневая кожа" является одним из самых загадочных произведений Бальзака из вошедших в его "Человеческую комедию". Идея обретения главным героем магического талисмана, способного обменять годы жизни владельца на исполнение любого желания, звучит интересно и даже мистически - сделка с дьяволом в литературе всегда преподносится под соусом борьбы со своей судьбой, что не может не интриговать. Победит герой в этой битве или подобно многим другим проиграет, а самое главное какой путь он пройдет - вот что цепляет взгляд читателя в подобных романах. В "Шагреневой коже" мы видим картину настолько реалистическую, насколько это только возможно.
Шагреневую кожу главный герой получает в самом начале произведения, но на следующие сто страниц текста читатель о ней может забыть. Герой просто обязан рассказать историю своей жизни: как его воспитывал отец, как приходилось жить в нищете и бегать за роковой женщиной Феодорой, чтобы не умереть в бедности. Конечно же ни один автор ни в одном своем произведении не описывал такой необычной и такой важной для раскрытия персонажа истории. Оставшуюся сотню страниц читатель может наблюдать за тем, как главный герой борется то с шагреневой кожей, то со своими собственными желаниями, а то и со всем окружающим его миром. И если изначально в романе ставится извечный вопрос "как жить?", то в итоге автор дает скорее ответ на вопрос "как жить не стоит?".
Текст романа оставляет впечатление вязкой субстанции, которая растекается то ли по страницам книги, то ли по сознанию читателя, из-за чего собрать в единое целое его становится проблематично. Роман изобилует пространными рассуждениями Бальзака на любые темы, которые он меняет от предложения к предложению. Формируя свой текст, автор как будто собирает длинное ожерелье из переливающихся цветом жемчужин, нанизывая одну за другой на нить повествования. Но этих жемчужин так много, что если попытаться надеть ожерелье, то нить просто не выдержит и рассыпется и собрать из кусочков целое украшение обратно уже не получится.
Само повествование уходит от темы цены человеческих желаний в строну описания жизни французского общества XIX века. Роман очень похож на музей, а Оноре де Бальзак - на словоохотливого экскурсовода. Сейчас он ведет читателя в зал истории, где расскажет про произведения искусства и артефакты, хранящиеся вместе с шагреневой кожей. Далее зал политики, в котором все кому не лень рассуждают о судьбе Франции. Потом экскурсовод представит достижения физиков, химиков, медиков и биологов, рассказывая читателю принцип работы гидравлического пресса на примере цветочного горшка на десяти страницах текста или описывая достоинства такого животного как онагр на не меньшем количестве страниц. И если представленные экспонаты действительно вызывают интерес, то экскурсия оказывается скучной и утомительной.
5442