Рецензия на книгу
Зов Ктулху (сборник)
Говард Лавкрафт
Аноним28 июня 2024 г.Мастерское мифотворчество
Сюжет
Я, вообще-то, думала, что «Зов Ктулху» - это как минимум роман. Оказалось — повесть, а взятая мною книга — сборник повестей и рассказов на тему существования надмирных сил, вселяющих в души неосторожных священный ужас. Но во всех этих произведениях можно выделить общие черты сюжета, через которые я их все разом и опишу.
Итак.
Дело происходит где-то на просторах Новой Англии — области в США, где расположены одни из самых ранних европейских поселений в Северной Америке. На дворе конец XIX – начало XX века. Рассказчику волею судьбы попадается информация о существовании то ли странного культа с воистину страшными обрядами, то ли действительно присутствующих в нашем мире ужасающих существ. Движимый любопытством и желанием доказать глупость и примитивность подобных суеверий, он начинает проверять эту информацию, постепенно осознавая весь ужас сложившегося положения.
Мнение
Лавкрафт — это классика фантастики. Тот автор, которого нужно хотя бы полистать, если ты работаешь в этом жанре. Я долго откладывала знакомство с ним, потому что ожидала крайне тёмных и ужасающих историй, а хорроры и триллеры обычно слишком сильно на меня влияют. И скажу я вам теперь, это было зря!
Хотя, как я поняла, работы Лавкрафта, в первую очередь, классифицируют как ужасы (готические, лавкрафтовские и т. д.), я не нашла в них того, что не дало бы мне спокойно спать. Моментов, в которые я сидела бы, широко открыв глаза и пытаясь осмыслить происходящее, или, наоборот, хотела побыстрее их пролистать. Возможно, нужно сделать скидку на время, когда он это писал, но я буду говорить из сегодняшнего дня.
Лавкрафт в итоге оказался для меня скорее мифотворцем. Дочитывая седьмое и последнее произведение из сборника, я поймала себя на мысли, что уже не определяю рассказы о Ктулху и прочих существах как фантазию автора. Они как будто заняли в сознании место рядом с действительно существовавшими легендами нашего мира. Как будто автор просто записал какие-то предания. Как будто действительно где-то в библиотеках лежит богомерзкий «Некрономикон». Лавкрафт мастерски сочетает вымысел с упоминаниями реальных исторических фактов и событий.
Особенно мне, конечно, понравились описания:
«Описанию Тварь не поддаётся — не придумано ещё языка, дабы воздать должное этим безднам истерического древнего безумия, этому сверхъестественному противоречию материи, силе и вселенскому миропорядку».
Резюме
Мне понравилось. Понравилось как корпус легенд и рассказов, которые мастерски создают «фон дурного правдоподобия» (цит. Лавкрафта). Отдельные фразы, описания, настроение, образы так органично сочетаются с реальностью, что некоторое время после чтения ты продолжаешь ими говорить и видеть неожиданные знаки. Для меня писательство во многом про мифотворчество. Я очень рада, что познакомилась с образцом мастерского исполнения этой задачи. Думаю, к автору я ещё вернусь. И всем советую!
231