Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним28 июня 2024 г.Сладкая месть
«Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» – кричит Мастер в конце книги Пилату в присутствии Маргариты, Воланда и его свиты… Таким образом три линии романа сходятся воедино.Основная по числу страниц линия романа – похождения Воланда в Москве – показывает множество людей с именем, отчеством и фамилией и происходящую с ними мелкую чертовщину. Нет ничего проще, чем придумывать чудеса – логика и увязка не требуются. Сложно другое – придумать чудеса, которые встроены в нечто большее, чем ничем не ограниченная безудержная фантазия. Булгаков придумал цепь странных событий с московскими жителями – все эти исчезновения и телепортации, вынужденное пение, превращения денег в этикетки «Абрау-Дюрсо» и исчезновение задарма полученных парижских платьев, полёты ведьм и вурдалаков, пожары и отрезанные головы, исчезновения и телепортации – и с большой охотой их описывает, но мне было скучно. (Остап Бендер, небось, интереснее будет: рука, говорят, одна, и эта загадка сама по себе ещё бóльшая чертовщина.) Потом доходит, что вся эта фантасмагория – лишь виртуальное сведение личных счётов автора с давно забытыми людьми (имя, отчество и фамилия), и становится еще грустнее. Да и придумана вся эта чертовщина, товарищи, как будто из последних сил мощной фантазии.
Вторая линия, линия Пилата, по мне так отличная в своём жёстком древнеримском стиле, а обилие нужных и ненужных деталей в этих четырёх самодостаточных пилатовских главах (всего глав тридцать две, как зубов))) будто бы выдаёт их принадлежность к некоему большому виртуальному роману.
Самая сильная линия – линия любви Мастера и Маргариты. Да, именно та линия, которая впечатляюще превращена в основу новой экранизации. Фильм – про любовь двух немолодых людей с несчастным концом, неудивительным в предложенных обстоятельствах. Фильм как будто очистил роман от «отростков» и «шелухи», восстановил связность, расставил иные акценты и – бонусом – показал Москву не из кинохроник (вперёд, в Ютьюб!), а Москву, преображённую фантазией… ну, предположим, что фантазией туриствующего Воланда, поклонника искусств и архитектуры. Если Воланд без проблем превратил квартиру № 50 в бесконечные дворцовые пространства, то чтó ему стоило на время превратить Москву в город реализованной «виртуальной архитектуры» того времени? Предусмотрительный Воланд стал готовить квартиру № 50 к своему приезду заранее («…два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать»), поэтому было время и возможности подготовить для эстетствующего Воланда и Москву… И вот в фильме замечательный Август Диль куролесит по футуристической Москве, которую такой больше нигде не увидать. Это в фильме. В романе эстетствующего Воланда нет: мессир не производит впечатление эстета, отнюдь и отнюдь. А вот Август Диль – производит )))
История любви Мастера и Маргариты рассказана в романе всего лишь в одной – тринадцатой – главе. В фильме же эта история занимает половину всего времени, и эта часть – самая сильная и в книге, и в фильме. История любви, творческого взлёта и социальной неприкаянности – то, что Булгаков, видимо, сам пережил. Если считать, что линия Мастера и Маргариты – самая слабая, то почему роман назван именно «Мастер и Маргарита»? Идёт бесконечный рассказ о берлиозах, бездомных, лиходеевых, варенухах, поплавских, могарычах, Аннушке и воландовской свите… так почему такое название? Я поверил автору. Линия любви Мастера и Маргариты для него главная, но написать только про любовь он не захотел. Точнее, хотел еще отмстить неразумным хазарам, и поэтому история любви оказалась стиснутой сценами квартирного вопроса, чертовщины и «пилатчины». Сценаристы фильма вытащили из глубины этих створок алмаз: любовь и борьбу двух людей за своё маленькое счастье… Если бы не фильм, дважды просмотренный в феврале, я бы не взялся перечитывать роман, прочитанный вполглаза в далёком 1978.
Вторая часть романа – иная. Это уже целиком о мести, мести и ещё раз мести – о сладкой мести в золотом, вычурном, волшебном антураже. Здесь чудеса уложены в продуманную колею и работают на один результат: на торжество мести и воцарение высшей справедливости. Вторая часть написана в стиле пошлого бульварного романа: нэпмановский гламур, ведьмы, королевы, балы, шпаги, средневековые издевательства, золото, бассейны с шампанским, «негры в алых повязках»… Да и сама Маргарита оказывается не просто женой совслужащего: Коровьев сообщает ей, что она «прелестная прапрапраправнучка одной из французских королев, живших в шестнадцатом веке». Маргарита удивлена. Ну это ладно, мы с вами тоже можем считать себя потомками Эрика Рыжего. Но тут замечаешь, что в романе и впрямь ничего не сказано о прошлом Маргариты (как и Мастера, впрочем). Видимо, она всё-таки не из дворян и не из крестьянства, а из среды разночинной, потому что умна и при этом грубит и хамит с полуоборота, натурально хамит… Sic transit sanguis regius et incipit fluere in fecal fossas…
Роман без главного героя. Основной деятель чертовщины – Коровьев. Главный двигатель настойчивой любви – Маргарита. Наиболее заметный персонаж литературной богемы – Иван Бездомный. Вокруг них всё и крутится. Воланд и Мастер в тени.
Удивляет зацикленность Булгакова на голых женщинах. Маргарита и её горничная после отлёта голыми, кто на метле, кто на грузном соседе, так больше и не одеваются; ведьмы на приречном шабаше голые; Гела всегда вызывающе голая; и на балу у сатаны все гости-женщины голые. Сюда добавим зрительниц в варьете, которые после представления Воланда бегали по улицам в нижнем белье. Только Аннушка у него всегда одета – и это художественный приём изображения персонажа крайне неприятного автору. Мужчины, напротив, одетые. Разве только сам Воланд ходит по квартире Берлиоза и Лиходеева полуодетым – в распахнутой «ночной длинной рубашке, грязной и заплатанной на левом плече». Такой вид «по-домашнему» подчёркивает очевидную гендерную амбивалентность Воланда: какой может быть пол у сатаны? Только паркетный. Маргарите с этой стороны в самом деле ничего не грозит.
В общем, к концу романа все хорошие получают награду, все плохие получают по заслугам, и всё тонет в расплавленном под солнцем золоте, в ярком блеске алмазов… Мастер и Маргарита поселяются навечно в пасторальной тишине, а всадники Воланда обрушиваются в тёмный провал творить иные бесчинства и воздавать иным смертным…
16565