Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сёгун

Джеймс Клавелл

  • Аватар пользователя
    Аноним27 июня 2024 г.

    Стереотипы о средневековой Японии, частичные стереотипы о европейцах, элементы повестки

    Ещё в детстве смотрел экранизацию с "Ральфом Д'Абрикассаром". Тогда выглядело страшно, да и я был мелкий, хотя и не настолько страшно. "Новости Шеремета" на областном канале были страшнее. В этом году ещё вышла новая экранизация сериала "Сёгун", да и сейчас имеется личный опыт посещения "Земли богов". Всырую не хотелось знакомиться с новой экранизацией, поэтому решил изучить оригинальную книгу и изучить матчасть по теме в части японской истории. Да и знаний о истории Запада стало больше, чем в детстве, так что ожидания были большие, но явно завышенные.

    События происходят в районе 1600 года, когда в Японии близится к завершению Эпоха сражающихся провинций, в Европе через пару десятилетий произойдёт Тридцатилетняя война (одна из самых кровопролитных в истории)  и почти полвека до Английской Буржуазной революции. В книге сходятся два мира, англичанин, живущий в стране, где начинают форсированно переходить к капитализму с огораживанием и кучей висельников-крестьян, знакомится с Японией, которая преодолевает феодальную раздробленность.

    События описаны автором по мотивам истории. Имена здесь другие, да и персонажи и события вокруг них отличаются в угоду сюжета. Больший акцент строится на влиянии Джона Блэкторна (реальный прототип Адам Уильямс). Он тут выдаётся чуть ли не главным фактором успеха Ёси Торанага (прототип - Токугава Иэясу) над Исидо (частичный прототип Исида Мицунари). Вообще показалось, что это некоторая "антияпонская клюква" или как написано в некоторых рецензиях "антияпонская сакура". Хотя я бы назвал это "антияпонской фугу", которая может оказаться как нормальной, так и ядовитой. У себя обнаружил яд, но в других случаях, может яд и не обнаружится.

    Прежде чем душнить, надо прояснить некоторые моменты. Итак, здесь преимущественно акцент на влиянии на историю "белого варвара" и христиан, которые дали перевес в противоборстве Ёси Торанаге. В то время уже начались гонения на христиан, были репрессированы заметные христианские даймё, а тут они в совете регентов, да и слушают своих священников. Священники - католики-португальцы, которые не любят еретиков-протестантов, как и те ненавидят вторых. Тут некоторое предвестие будущей большой войны в Европе. Хотя соглашусь, что построить на этом сюжет - неплохая идея. Здесь осуждать не буду. Данных по 5 тайро о религии нет, но судя по политике реального кампаку Тоётоми Хидэёси (в Сёгуне Накамура) они были на 99% буддистами. Среди Тайро главный антагонист Исидо. Если смотреть на реального Исиду Мицунари, то он не был тайро (регентом), а бугё (из ведомства рангом пониже), ко времени битвы при Сэкигахара разжалован, хотя и имел большое влияние в оппозиции реальному Токугаве Иэясу.  Как понимаю Исидо - некоторый сплав отставного бугё Исида Мицунари и тайро Уэсуги Кагэкацу, которые создали союз против Токугавы Иэясу. В принципе в этой части тоже не буду придираться. Хотя бы имена  поменяли. Также развивается любовная линия белого варвара с японской Тян. Альтернативную трактовку событий при таком переименовании не осуждаю, но не могу не придраться к контексту.

    Бросается в глаза откровенная дискредитация института сэппуку. Не так посмотрели, не то сказали, при отсутствии других санкций. Одно дело это делать, когда проиграл битву, после чего лишаешься собственности, подлежит смерти сын после преступления, после смерти покровителя, когда место занимает антагонист, который желает смерти, но сэппуку по малым поводам такая себе идея.

    Бросается в глаза жалость к японским крестьянам со стороны Блэкторна, которых могут убить если через полгода белый варвар сносно не заговорит по-нихонски. А на родине вешают крестьян за бродяжничество после огораживания английскими феодалами-бизнесменами. Да, Вы не понимаете - это другое. Странно и само решение всю деревню убить. А кто землю будет обрабатывать? Могли, конечно, но глупо. Да и в Европе феодалы вершили свой суд в разных странах мимо судов.

    Странные ритуалы с перекрёстом струй и прочая туалетная тема. Клятвы кровью, обмен заложниками - этого было бы достаточно.

    Все белые варвары воняют. Старый стереотип о вонючих европейцах. А что? Японские крестьяне мылись каждый день, особенно зимой?! Сомнительно. Блэкторн не аристократ. Да, наверное мылся не каждый день, но и не раз в полгода, год, да и в море мог купаться во время плаваний. Да и на Руси постоянно мылись либо летом в реке, либо богачи. Для кого в 19 веке были бесплатные банные дни в городах? Да и у Людовика 14, "эталонного вонючки" зачем-то была ванна. Ну хоть тут немного грязи в сторону европейцев.

    Марико - странная христианка-японка. По поводу и без хочет сделать сэппуку. Японцы-христиане обычно отказывались от сэппуку, предпочитали мученическую смерть. Да и подкидывает Блэкторну куртизана, хотя должна помнить про содомский грех, а говорила что читала писание. Или священник рассказал про Папу из рода Борджиа и других подобных?! Могла бы это сказать. Уточнение. Хосокава Грация - реальный прототип, скорее всего, была банально убита либо сгорела в огне. Суицид, скорее всего, мифология.

    Повесточка. Марико указывает, что надо делать Таронаге, хотя она не мать и не любовница, и вообще дочь убийцы одного из бывших сюзеренов. Странно, что её не постригли и не отправили в монастырь или вообще не казнили ещё тогда. Ещё и дамы-самураи. Ещё и выпендривается перед Исидо. Хотя повесточку тут осуждать не буду. Но это определённо анахронистическая феминистическая повестка.  Уточнение. Нашёл исторического прототипа - Хосокаву Грацию. Действительно дочь убийцы Нобунаги, хотя данных о близости к Иэясу нет.

    Ёси Торанага в отличие от имеющихся данных про реального Токугава Иэясу кажется слишком импульсивным, интровертивным, за которого переговоры ведёт женщина по своим каналом. Тут вообще кажется маленьким и слабеньким человеком, за которого решают вассалы, белый варвар, тяночка. Хотя по его испульсивности он местами напоминает Ода Нобунагу (во вселенной Сёгуна Городу) и Тоётоми  Хидэёси (здесь Накамуру). Опять же в книге его правильно описывают толстым. Прототип Иэясу хоть и был ЗОЖником, но к тем временам растолстел, судя по портретам.

    Джон Блэкторн тут то и дело цапается с португальцами. Реальный Уильям Адамс не сильно парился за истинную веру и торговал с католиками в том числе. Тут тёрки с католиками, наверное, преувеличены, но с ними согласен, как с иллюстрацией распрей в Европе.

    Здесь только в 1600 году самураи Торанаги знакомятся с огнестрелом от англичанина. По факту ещё в 1543 году японцы познакомились от португальцев: ещё Ода Нобунага был маленьким. Аркебузы в то время уже активно использовались и производились на территории Японии.

    И ещё "Любовь - чужеземное слово". Серьёзно? Только в 16-17 веке подвезли? А как же китайские поэмы Бо Цзюй И, Повесть о Гэндзи? Нет, нет, не слышали!

    В принципе повествование бодренькое. Немного типа истории, немного повестки, экшн, нагнетание. Для того, чтобы узнать настоящую историю, лучше ознакомиться с чем-то более научным.

    47
    1,2K