Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Притаившийся ужас. Рассказы и повести

Говард Филлипс Лавкрафт

  • Аватар пользователя
    Аноним30 ноября 2014 г.

    Я не любитель ужастиков, и меня никогда не привлекало чтение о таинственных тенях, скользящих по кладбищу, или ужасных кровавых жертвах магических культов, но когда судьба в очередной раз предложила выбор, не колеблясь выбрала Лавкрафта. Почему? Потому что это один из тех авторов, которые заложили первоосновы жанра ужасов. Лавкрафта следует прочитать хотя бы для того, чтобы видеть, как проявляется эта передача опыта другим, более современным авторам, например, таким как Кинг, Гейман, Линк и прочие, да не в обиду им сказано.
    Конечно, с точки зрения современного читателя, искушенного и пресыщенного в жанре ужасов всевозможными книгами, фильмами и даже компьютерными играми, уже не испугать в полной мере рассказами Лавкрафта. То, что почти сто лет назад было новаторской идеей, сейчас кажется, к сожалению, наивным и заштампованном. Но есть миллионы истории о возвращении домой и только одна "Одиссея", сотни тысяч вампиров и только один "Дракула" Брэма Стокера, множество придуманных человечеством чудовищ и только один Ктулху, спящий на дне Тихого океана. Мало у кого получится читать рассказы и романы Лакрафта как ужасы, но думаю многим стоит прочитать их как классику жанру.
    Как я уже упоминала, я не ценитель данного жанра, поэтому не смогу выявить какие-либо слабые или сильные стороны этого автора и конкретно этих рассказов. Какие-то из них мне понравились больше, какие-то меньше. Лучше я опишу характерные особенности. Преобладающее количество рассказов ведется от первого лица. Герой словно рассказывает своему слушателю, а заодно читателю ужасную историю, которая однажды приключилась с ним, что позволяет наиболее полно погрузиться в повествование. Рассказчик зачастую является случайным свидетелем происходящего ужаса или скептиком, попытавшимся разобраться с необычной ситуацией. Итог, правда, чаще всего одинаков - до конца жизни герой хранит в себе воспоминание о том кошмаре, который однажды с ним приключился. Автор умело описывает атмосферу ужаса и омерзения, играя на естественных страха читателя пере темнотой, неизвестностью и монстрах "противоестественных человеческой природе". В целом, сюжетных ходов по которым строится повествование не так много. Я выделила три основных, которые могут быть в чистом виде или комбинироваться.
    Первый вариант - герой сталкивается с чем-то необычным, но ужас, который он при этом испытал, наполняет его сердце и преследует всю оставшуюся жизнь.
    Второй вариант - нейтральный рассказ с налетом мистики, однако концовка полностью "переворачивает" повествование, открывая жуткую подоплеку происходящего. (Вы правда все еще верите, что кошки милые?)
    И третий тип - рассказ, изначально наполненный жуткими и отвратительными подробностями с обязательным появлением мерзкого монстра ближе к концу.
    Тематика рассказов у Лавкрафта просто огромная: это и древние забытые боги (из которых потом вырастет целый цикл), и деградировавшие каннибалы, и жестокие мучители живущие у нас по боком, и явно фэнтезийные и мифические сюжеты и многое-многое другое. И в каждом есть что-то особенное, присущее только этому автору, своеобразная "лавкрафтовская жуткота".
    Не жалею, что прочитала этот сборник. Пощекотать нервы, правда, не удалось, но для общего развития и понимания пересечений других произведений с первоисточником считаю очень полезным.

    3
    218