Рецензия на книгу
Марсианин
Энди Вейер
Аноним25 июня 2024 г.Полтора года с диско, ситкомами и марсианской картошкой
Я очень хорошо помню, как лет десять назад “Марсианин” Энди Вейера бил все рекорды продаж, а уж успешная экранизация Ридли Скотта вознесла роман на вершину и закрепила его позиции в списке бестселлеров. На тот момент у меня не появилось желания прочитать новоявленный шедевр научной фантастики, а вот фильм я посмотрела. Помимо того, что впечатление от просмотра было вполне себе приятным, а герой постоянно что-то выращивал и ремонтировал, у меня не осталось ни других воспоминаний, ни желания когда бы то ни было пересмотреть “Марсианина”. А вот как насчет книги? Насчет книги могу сказать одно, сейчас, когда ажиотаж вокруг романа улёгся (возможно, навсегда), я решила ознакомиться с первоисточником. Теперь вполне объяснимы те скудные воспоминания от просмотра: действительно, по сути, вся история Марка Уотни сводится к тому, что он ремонтирует и выращивает, больше ремонтирует.
Экипаж из шести человек благополучно высадился на Марсе. “Арес-3” – марсианская миссия, расчитанная на месяц работы на красной планете. Однако спустя буквально пару солов (марсианских дней, длящихся чуть дольше земных) миссию пришлось экстренно свернуть: Ацидалийскую равнину накрыла мощная песчаная буря. Если не брать в расчет разочарование членов экипажа, ничего страшного не произошло: такой сценарий рассматривался и отрабатывался на тренировках, поэтому команда организованно начала эвакуацию. Непредвиденный несчастный случай спутал карты: сорванная сильным ветром антенна проткнула скафандр Марка Уотни, ботаника и бортового механика-инженера. Капитан Льюис до последнего не желала сдаваться и пыталась найти товарища почти при нулевой видимости, но здравый смысл и опасность, грозящая всей команде при задержке взлёта, взяли верх, да и жизненные показатели Марка, видимые всем членам экипажа, так как скафандры объединены в одну сеть, почти сразу отключились. “Арес-3” в составе уже не шести, а лишь пяти человек, возвращается на Землю. Вот только Марк Уотни выжил. Добравшись до жилого модуля, незадачливый ботаник-механик понял, что с этого момента он является единственным обитателем целой планеты с запасом воздуха, воды и продовольствия лишь на время, отведенное миссии, а на Земле не знают, что он выжил. И вряд ли узнают.
Начало книги, построенной в форме записей в журнале, мне понравилось: взявший себя в руки главный герой, без слёз, стенаний и беспросветного отчаяния (вполне уместных в такой экстремальной ситуации), бодро и с юмором описывает свои каждодневные заботы, которые, естественно, сводятся к тому, как выжить, то есть к починке или модификации имеющегося оборудования, химическим опытам, целью которых является расщепление различных молекул на составляющие, чтобы получить или кислород, или водород, или что-то еще, что в данный момент является жизненно необходимым. А поскольку Марк Уотни – астронавт, выполнявший космическую миссию НАСА, мы, читатели, узнаём много интересных подробностей о том, как эти миссии организуются и как работают команды специалистов на Земле и в космосе. Поначалу интересных. Но как только проходит момент новизны, а до конца книги остаётся еще довольно прилично, все эти бесконечные поломки и эксперименты начинают приедаться. Я прекрасно понимаю, что жанр робинзонады обязывает: в этом случае человеку положено прикладывать все свои знания и умения для того, чтобы выжить. Задача же автора – сделать этот процесс увлекательным для читателя и, путём многочисленных испытаний и бед, падающих на голову несчастного героя, вызвать к нему сочувствие, сострадание, а также чувство радости, когда у этого героя всё получается.
Вот ведь незадача, но должна признать, что у меня не появилось никаких чувств ни к Марку Уотни, ни к его судьбе, ни к какому бы то ни было другому персонажу романа. Возможно здесь сыграла свою роль уверенность в том, каким будет конец истории, зная любовь американцев к эпичному хэппи-энду. Возможно дело в том, что, увлёкшись реалистичностью и правдоподобием описания технических опытов и использованием героем знаний в различных областях, автор совершенно упустил из виду художественный фактор, так как текст сам по себе суховат и как-то… слишком прост. Словно читаешь о том, как отец пытается объяснить младшему школьнику физику или химию: доступно, понятно, без изысков, максимально упрощенно. Эдакий научпоп. Что вовсе не является недостатком! Читателю, далёкому от техники, оставившему позади вместе с последним звонком и все теоремы, правила буравчика, органические молекулы, валентность и т.д., должно быть понятно, чем там занимается на Марсе Марк Уотни. И всё-таки роман, “с научно-технической точки зрения, не лишённый достоверности”, в первую очередь остаётся романом, а это значит, нельзя лишать его художественной составляющей, которая в “Марсианине” очень слаба. Невольно мне пришло на ум сравнение с другим произведением, где действие также происходит в космосе, с “Солярисом” Лема, поскольку прочитала его не так давно. Вот в “Солярисе” есть стопроцентное погружение в странную, чуждую реальность; ощущение оторванности человека от всего привычного; страшное одиночество, которое буквально давит, угрожая уничтожить. “Марсианин” же прост, бодр и весел. На каждую новую обрушившуюся на Марка проблему невольно начинаешь смотреть сквозь пальцы, думая: “ну, сейчас, он, конечно, опять что-нибудь придумает и снова будут приевшиеся шуточки насчет музыкального вкуса капитана Льюис (зевок)”. Если Энди Вейер хотел создать в романе атмосферу напряженности, опасности, сопряженных с миссией спасения главного героя, то вот здесь он полностью провалился. Скажу больше, чем дальше, тем нуднее и скучнее становится читать про заново соединенные кабели, куски брезента, присоединённые к шлюзу, электролиз, модификации скафандра и т.п. Герой проводит полтора года на Марсе, а создаётся впечатление, что пару месяцев в каком-нибудь изолированном каньоне или пустыне на Земле, где он потерпел крушение. Нет ощущения космоса, сколько бы раз автор ни повторял слова “скафандр”, “марсоход” или “Ацидалийская равнина”.
Да, можно списать всё на то, что Вейер хотел изобразить своего героя неунывающим весельчаком, который вместо того, чтобы предаваться тоске и рефлексии – “Он там застрял. Считает, что он совсем один, а мы про него забыли. Какое воздействие это окажет на человеческую психику? <...> Интересно, о чем он сейчас думает?”-, слушает диско, смотрит старые сериалы семидесятых годов, выращивает картошечку и задаётся вопросом: “С какой стати Аквамену подчиняются киты? Они же млекопитающие! Бессмыслица.” Но вот штука в том, что, несмотря на все попытки “оживить” и придать яркости и граней персонажу, Марк Уотни остаётся липовым космонавтом на липовой планете, которого другие липовые герои спасают от страшной смерти, в которую не получается поверить, как, впрочем, и во всё остальное.
Знаю, что роман собрал множество наград, знаю, что у “Марсианина” армия поклонников (по крайней мере, была на момент выхода книги и экранизации), но вот у меня не случилось любви с этим произведением. Оно показалось мне слишком легковесным, я не поверила в драму, в историю о человеской силе духа, о дружбе и взаимопомощи. Да, Энди Вейер знаток химии и физики, а если не знаток, то подготовился он на отлично, технические детали и рабочие процессы переданы доступно и, опять же, со знанием дела, но это всё, что есть в романе замечательного. Убери всю эту “технику”, и роман станет пустышкой с сомнительным, грубоватым юморком и главным героем, крутящим ситкомы под диско, закусывая выращенной на Марсе картошкой и отмечая еще один день, когда он выжил после очередной смертельной опасности.
8480