Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним30 ноября 2014 г.Здесь не найти моральных ориентиров, нет тут положительных героев, даже справедливость покинула эти места. Тут, словно в мясной лавке потроха, бычьи и свиные головы, телячьи мозги, кроличьи тушки в липких кровоподтеках и зелёных мухах, из-за бдительных продавщиц, держащихся на почетном расстоянии, выставлены на очи людские человеческие характеры. Природа без прикрас, жизнь без ретуши. Качественная фотография без использования фотошопа, вот что это.
По сути, несмотря на оболие персонажей, герой тут один - мистер Хитклиф. То есть он вовсе даже не герой, а очень негодяй. Но, если вдуматься, кто виноват, что столько людей пали жертвами его изощрённых издевательств. Разве сами жертвы не летели к нему, как бабочки на огонь? Он же получал удовольствие от психологического насилия. Если ему плохо, то все вокруг должны страдать. Вышла круговая порука. Мучимые им, все начали друг друга и получали от страданий удовольствие. Скажете, это противоестественно? И дело в том, что он переломил дух других людей.
Просто не находилось иных развлечений. Пресно было жить в уединенном месте, в дали от общества. Образ сильной личности быстро мистифицировался и все обитатели Грозового перевала радостно пали его жертвами.
Юные девицы не могли любить никого иного кроме самого мистера Хитклифа, его эгоистичного, болезненного, чахлого сына и грубого, невежественного Гэртона Эршно. Все просто. На этом список мужчин заканчивался, разве что за исключением набожного, старого Джозефа, получавшего удовольствие от собственной ''праведности'' на фоне чужих грехов и старенького священника.
Не избежать времени, когда приходит ''пора и охота жениться'' и девушки идут в руки своим мучителям, наделяя их романтическими подробностями, ореолом героев, а все от того, что сравнить не с кем, в силу своей дремучести жестокость кажется им загадочной, циничности они приписывают трагичную тайну прошлого и свято верят, что своей любовью исцелят раны, сотворят из мужчин послушных щеночков, таких белых голубей.
Ах да, эта книга о невероятной любви. Думаю, она о болезненной страсти, невероятной силы взаимомучении.
Две Кэтрин - изнуряюще любимая мать и столь же ненавистная дочь. Но дочь - точное повторение матери, особенно там, где дело касается глупости, взбалмошности, жесткости и склонности к сумасшествию. Спрашивается, кто кого мучал больше? Хитклиф их. Или Кэтрин старшая его? Тем более, что дочь достойно приняла эстафету.
Когда читаешь, ощущения, что оказался в галереи человеческих грехов, нагих уродств.
Если идти дальше то нашему взору откроется самая положительная героиня романа - служанка Нелли. Она такова только в том случае, если положительность заключается в том, ''где положишь, там и возьмешь''. В остальном же она двулична, болтлива, непоследовательна, скажем прямо, дура, хоть автор и указывает нам на ее начитанность, поверхностное добродушие и самоуглубленность. Этакое наливное яблочко. Откусить, а оно с червоточиной.
Если пройтись по остальным, то во всех них найдётся столько недостатков, что они с лихвой покроют любые достоинства.
И даже драмы тут не сыщешь. Провинциальный театр, мелкие роли, ничтожные действия.1550