Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Башня Ласточки

Анджей Сапковский

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июня 2024 г.

    Итак, очередная часть саги Анджея Сапковского , где лирический герой...стоп! И не герой вовсе, а героиня, и ничего лирического, только жёсткий темный фэнтези. Польский фантаст вновь демонстрирует прекрасную выдержку, задвигая всем полюбившегося Геральта на второй план, и выдвигая на первые роли Цириллу, Львёнка из Цинтры, чем ещё раз доказал, что он умеет меняться. Успех его предприятия подтверждается комментариями читателей, не всегда восторженных, но в большинстве своем положительных. Не сказать, однако, что в этом романе поменялась концепция, но этот нарочито несовершенный мир с несовершенными персонажами по своему пленяет, и надо сказать, что магия в саге все больше теряет вес - так, Ведьмак, потеряв свой медальон, выдает фразу, концептуально повторяющую древнеславянскую фразу со взмахом руки верх, что подтверждает несмертельность потери, отправляя оный предмет в небытие вместе с небезызвестным фаллическим символом.

    Сапковский все также опосредованно сопровождает Цири во время путешествия по жестокому миру, и краски при этом сгущаются по необходимости. В Башне Ласточки, как в никакой другой книге серии, про Цири и читателя можно сказать - "innocence lost": лесбийские утехи в Банде Крыс, попытка отдаться сомнительному негоцианту за ценный артефакт. Взросление Цири проходит конечно попроще, чем у десадовской Жюстины, но мотает девушку изрядно, чего стоят ее злоключения в плену у Бонарта. Если уж речь зашла о Жюстине, то своеобразное исследование вопросов морали существенно отличает Башню Ласточки от других произведений франшизы, - там моральный аспект был куда более слаб, ибо проводники ценностей были никудышные, да и богатое художественное пространство, заполненное швалью, вооруженной до зубов (Один дома) не располагало к рефлексиям на эту тему. В текущем произведении Сапковский начал копать глубже и смотреть ширше: тема расизма запрятана в противостоянии людей и эльфов; тема абьюза и притеснения женщин встречается все чаще, и это не только проблемы Цири, но и юмористические на первый взгляд сюжетные вкрапления о трактирных девках, вынужденных отдаваться бандитам чтобы выжить. Цири растет как личность, выбираясь из плена максимализма, присущего девушкам ее возраста, и ещё не умеющей в полной мере совладать со своей силой. В споре с Высоготой, например, Цири пытается доказать превосходство добра с кулаками, но затем Сапковский разбивает это ее убеждение в дальнейшем.

    Башня Ласточки кроме всего прочего станет более четкой линией разрыва между двумя главными персонажами саги, Ведьмаком и Цири. Геральт ищет девушку только потому, что не видит иного смысла жить. Динамичное повествование избавит его от ведьмачества, научит быть более сдержанным, даже смиренным; неоднократно Ведьмак встанет на путь гибели, но у Сапковского конечно свои планы пепельного блондина - Ведьмак без Ведьмака деньги, выброшенные на ветер. Башня Ласточки далеко не уникальное произведение, но сознательный и окончательный уход автора в эпические дебри темного фэнтези обвязывает соблюдать и некоторые условности жанра, а именно, уделять больше внимания политическим интригам, клановым разборкам, шпионажу, большому количеству идейных фракций и течений. Приключения героев имеют место быть, но уже не служат импульсом повествования, а чудовища появляются по ходу произведения уже в качестве традиционного довеска, без былого эффекта.

    Башня Ласточки, как по мне, наиболее зрелая работа польского писателя, по сравнению с предыдущими романами. Сюжетные ходы не дают заскучать - Цири ищут Ведьмак, Йеннифер, император Эмгыр, Вильгефорц, и ещё целая куча народу, а параллельно этому персонажи решают свои задачи, например, Йеннифер хочет обелить свое имя перед Геральтом, и прочее. В книге много харизматичных и выделяющихся второстепенных персонажей, таких, как наемный убийца Бонарт, Ангулема, которую Ведьмак спас от петли, - героев у Сапковского традиционно много, и они "живые", равно как обширна география и хроника событий.

    В общем, нет смысла расписывать книгу от и до, - конечно, это часть саги, априори несамостоятельна, но это не умаляет художественной ценности произведения, да и сам автор не превращает роман в гримуар для непосвящённых.

    8
    431