Рецензия на книгу
Дети нашей улицы
Нагиб Махфуз
Аноним29 ноября 2014 г.Мне очень интересно - о чем думали в Нобелевском комитете, когда присуждали автору премию? Они книгу-то читали? Или все, как и ее герои, курили гашиш и не разобрались в аллегориях? А может, в этом мире не все еще потеряно и авторы всласть могут в своих книгах отдаваться политическим фантазиям, сильно смахивающих на неблаговидную реальность? Ту реальность, которая по спирали, циклично повторяется и повторяется вот уже несколько тысяч лет, в те моменты, когда люди теряют память. И не просто отдаваться и сочинять, но и еще премии за это получать…
Многие говорили, что если неизличимой болезнью нашей улицы была забывчивость, то уж теперь то мы от нее избавились навеки.
Так говорили…
Так говорили. О, наша улица!О, наша улица! Вроде бы просто улица в неблагополучном квартале ближневосточного городка в не определенное время, а вроде бы это миниатюра человеческого общества во временном разрезе трех тысяч лет. Улица, как улица. Люди, как люди. Работают, любят, ненавидят, завидуют, прислуживают, боятся, надеются. Бедные и богатые. Мужчины и женщины. Дети и старики. А над ними - хозяин, общий предок. Живущий в большом доме. Вроде бы он щедро одарил избранных своих наследников и дал им свободу. Но свободой люди пользоваться не умеют, как и благами. И в этом проклятие человеческого рода. Место проклятое. Улица проклята!
Пророки! Нас спасут пророки! Они наделены мудростью, болью и чувством ответственности. Но что такое мудрость без власти или силы? Трогательная бесполезность.
Первый пророк. Сирота, подкидыш, воспитанник правящей семьи, позднее управляющий богатством. В котором жажда улучшить жизнь людей победила здоровое самосохранение. Сила его была в решительности, смелости и даже жестокости. Победа была за ним, блага розданы, но забывчивость нашей улицы все вернула к прежнему состоянию.
Второй пророк. Сын плотника, изгоняющий бесов. Безобиднейший и добрейшей души человек. Как он вообще осмелился? И какое дело такому человеку до управления людьми? А он просто осмелился быть самим собой и любить всех людей. Сквозь насмешки и побои нести свой свет. Который ярко осветил улицу после его мученической смерти. Он тоже победил, но забывчивость…
Третий пророк. Пастух, ставший управляющим благодаря женитьбе. Избегающий насилия, но прибегающий к нему, когда нет другого выхода. Мастер разговаривать с людьми и сплачивать их. Запретивший пить вино своим последователям и разрешивший им жениться по несколько раз. Пресловутые блага снова были поделены между людьми. Он победил, но опять забывчивость все свела на нет.
Всех узнали? А теперь сюрприз:
Четвертый пророк. Но о нем я здесь рассказывать не буду. Почитайте сами и задумайтесь. А ведь мы его знаем, наслышаны… Если он обретет силу, точнее не сдержит себя, забывать на нашей улице будет некому.
Аллегорий в книге много.
Можно увидеть народы в героях, можно увидеть в улице этот мизерный пятачок Земли, Ближний Восток, по странному стечению обстоятельств породившему три религии мирового значения, сотрясаемый их адептами во все времена, прошлые, настоящие и будущие. Что за место такое? Может все дело в особых космических смыслах, которые влияют на него тысячелетиями своей "странною любовью"? Может, эти смыслы и есть тот самый Хозяин, Дед, Бог?Можно увидеть человечество. Странные механизмы формирования его структуры. Богатые управляющие, своевольные надсмотрщики и люди разного достатка. Первым присущ эгоизм и тревожность, вторым - толкование закона по-своему усмотрению и злоупотребление им, третьим… Забывчивость в первую очередь. Она всем присуща, но третьим обходится дороже всех.
Немного о языке повествования. Прост, очень прост. До такой степени, что если не понимать, что это вообще-то труд о мироустройстве и проблемах, сопутствующих ему, как хронические заболевания, можно подумать, что это хроника жизни с бытовыми подробностями какой-нибудь Богом забытой улицы…
37861