Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Три товарища

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним29 ноября 2014 г.

    Необычная книга. Зацепила. Но не любовная история. Честно говоря, любви в этом романе поставила бы троечку. "Мальчик встретил девочку, все пошло наперекосяк. Happy end - но их любовь победила все. Not-Happy-end - и не быть им никогда вместе." Либо слишком шаблонно и скучно, поскольку уже видели, уже слышали, либо повезло с мужем.

    Мечтала долго прочитать эту книгу. Особенно после "На западном фронте" и из-за огромной рекламы любителей данного произведения. Но начало тянулось как жвачка. Любовная история была предсказуема, просто копикат какой-то с другой книги Ремарка - "Жизнь взаймы". Было лишь две отрады - товарищество и настоящая дружба великолепно прописанных друзей из окопов и волшебный слог Ремарка. Так продолжалось до половины книги, и потом, бац, обухом по голове - зацепило да так сильно, что голову сломило напрочь.

    Нет, не история любви - это скучно. Послевоенная и предвоенная бытовуха Германии.

    Почему Германия решилась на Вторую Мировую? Почему вся страна поддержала монстра? Почему они позволили невероятным жестокостям, таким как холокост, случиться? Книга не дает ответов на эти вопросы. Она лишь вскользь показывает, как люди жили и кто они, эти люди.

    Дальше...


    Сложно начать, ведь это было на бэкграунде, в случайных разговорах, в второстепенных персонажах, без софитов и почти без размышлений.

    Мы знаем о гиперинфляции. Мы знаем о безработице. Но все это лишь статистика да факты в сухих учебниках истории. Реальность и истории обыденных людей en masse пробирают до мурашек, до слез, до кровотечения сердца.

    Безработица. Страшное, ужасное слово. Мужчины тратят последние копейки на тотализаторах в надежде на лучшую жизнь или хотя бы гарантию корки хлеба на будущие две-три недели. Женщины вынуждены заниматься проституцией, либо в открытую как Роза и другие знакомые ГГ, либо "по службе" дабы задержаться на посту как Эрин, соседка по коммуналке. Музеи больше не для искусства. Они отапливаются. Это кров.

    Семьи, как Хассе, загнивают в бытовухе, ведь ему нужно работать сверхурочно, постоянно, дабы не потерять работу и может быть даже получить повышение, а ее молодость уходит. Нет надежды на детей и семейный очаг. Есть только крысиные бега.


    "Я подумал, что есть миллионы таких людей, и вечно им недостает немного уверенности и денег. Жизнь чудовищно измельчала. Она свелась к одной только мучительной борьбе за убогое, голое существование"

    Те, кому не повезло, кто сломался:

    "


    – Двенадцатый за неделю, – сказал молодой чиновник. – Все по той же причине? – спросил я. – Нет. Почти все из-за безработицы. Два семейства. В одном было трое детей. Газом, разумеется. Семьи почти всегда отравляются газом."

    Послевоенное время. Долго не могла проникнуться. "Боже мой", думала я, "вы ж с жестокой войны вернулись, где страдания, где боль?" А ее и не нужно. Трагедия не в кричащем. Трагедия в молчащем. О пустоте не говорят, она чувствуется в этой книге. Мясорубка прошлась на славу по душам тогда молодых, сейчас уже средних лет, мужчин. Они просто строят свой нормальный мир... Но возможен ли он? И все-таки, настоящие философы, настоящие друзья. Что-то происходит на войне, что приносит эту нить дружбы и познания жизни и смерти, нам, простым людям не понятные.


    "Вспомнил, какими мы были тогда, вернувшись с войны, – молодые и лишенные веры, как шахтеры из обвалившейся шахты. Мы хотели было воевать против всего, что определило наше прошлое, – против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета."


    Великолепный слог Ремарка.
    Не в цитатах дело. Совсем не в них. Есть что-то жутко манящее, но в то же время жесткое. Волшебное, но мрачное. Обычное, но со смыслом. Это не слова. Не параграфы. Не страницы. Это теплая ванна с мягкой душистой пеной после тяжелого дня. А темы... Ремарк умудрился дотронуться до всего: жизнь, смерть, работа, мечта, деньги... И иногда скажет так, что становится колко. Ведь правда - это не душистая ванна. Правда, как минимум комар, как максимум огроменный меч. Ремарк - настоящий мастер стиля. Мастер слова. Философ жизни.

    Все-таки понравилась мне книга. Хотела поставить тройку, да не могу. Да, первостепенная история отталкивает банальностью. Но столько красок, столько колориту, столько смысла даже в самых незначительных персонажах и деталях... Это шедевр.

    И напоследок:


    “Героизм, мой мальчик, нужен для тяжелых времен, – поучительно заметил Ленц. – Но мы живем в эпоху отчаяния. Тут приличествует только чувство юмора."

    Это не книга о любви. Это книга об отчаянии и безнадежности одного человека и абсолютно всех. Говорите птичку Пат жалко? Приглядитесь поближе, целая стая птиц вымирала, а Пат лишь один пример. (Опять же трагедия послевоенного времени - дети голодали и были в холоде, результат - большая часть поколения Пат умирала от туберкулеза в раннем возрасте).

    13
    50