Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Забытый сад

Кейт Мортон

  • Аватар пользователя
    sarkinit29 ноября 2014 г.

    Лично для меня, прелесть "light reading" заключается в возможности закрыть глаза на откровенные косяки текста и при этом, не только не мучиться угрызениями совести, но и получать незамутненное удовольствие от знакомства с произведением. Если бы книга Кейт Мортон предназначалась для серьезного, вдумчивого и обстоятельного чтения, то я ничтоже сумняшеся разнесла бы её в пух и прах. Всё-таки превалирующей заявлена тема семейных ценностей и связи поколений, а главная героиня романа буквально с первых страниц проявляет необъяснимо кощунственное пренебрежение к приемным родителям и собственной дочери. И вообще, всё её поведение от восемнадцатилетия вплоть до самой смерти противоречит здравому смыслу. Более претенциозного читателя также могут покоробить прозрачная интрига, театральные ходы вроде железнодорожной катастрофы, где так "удобно" и "своевременно" гибнут отслужившие своё персонажи, или беспричинной амнезии, которая приобретается в раннем детстве и чудесным образом исцеляется в пожилом возрасте. Нужно быть слепым, чтобы не заметить отсылки к другим произведениям, а порой и откровенные заимствования художественных образов. Так, например, аллюзии к "Таинственному саду" до того явные, что в качестве персонажа на страницах романа промелькнула сама Фрэнсис Бернетт!

    Подобное может раздражать, но я по-прежнему делаю скидку на "light reading" и такое поверхностное отношение реабилитирует книгу в моих глазах ;-)

    Это удивительно женская проза со всеми присущими атрибутами: идеализированными персонажами, эмоциональным накалом, атмосферным повествованием и страшными тайнами. Объективно говоря, она не дотягивает до уровня семейной саги, хотя и искусно под неё маскируется, но я уже рада тому, что ей удалось не скатиться в тривиальный любовный роман, к которому были все предпосылки. Не могу упрекнуть Кейт Мортон в излишнем психологизме, но, на мой взгляд, ей неплохо удаётся описание межличностных отношений и заскорузлых человеческих пороков, вроде высокомерия, зависти, непомерной жадности и истеричной натуры. Меня приятно удивило тщательно продуманное нелинейное повествование, которое неожиданно перебрасывает тебя из современности в сказку, а из в викторианской эпохи в семидесятые. Очень понравилось, как в романе обыграна и в некотором смысле закольцована сказочная составляющая: если всю книгу Сочинительница заимствует сюжеты для своих сказок из реальной жизни, то в конце главная злодейка, отравлявшая её существование, находит свою смерть на конце шипа розы из забытого сада Сочинительницы. Очень символично и в сказочном духе!

    Пожалуй, единственное к чему я действительно могу и хочу придраться, так это персонаж Лайнус Мунтраше, по воле и с молчаливого согласия которого творились все преступления: какой-то мутный мужик с ногами разной длинны, который разъезжает по миру, фотографирует кузнечиков, а потом в тёмной комнате втихомолку фапает на сестру и племяшку, и уже начинает сальным взором окучивать четырехлетнюю внучатую племянницу. На редкость странный и омерзительный тип.

    А так книга довольно милая, порой даже умилительная, не отягощенная излишним психологизмом или философскими измышлениями, невероятно уютная и с дивным флером викторианской эпохи. Я проглотила её за четыре вечера и до сих пор смакую приятное послевкусие.

    7
    30