Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моя жизнь дома и в Ясной Поляне

Татьяна Кузминская

  • Аватар пользователя
    ngur24 июня 2024 г.

    "Моя незаконченная жизнь..."

    К своим мемуарам свояченица Льва Толстого обратилась на склоне дней. К делу подошла основательно - в плане замысла. Было решено описать всю историю ее жизни в тени великого гения. И таким образом, все неудачные аспекты сошлись в одной точке: 1) автор вспоминает события шестидесятилетней давности, почти полностью полагаясь на собственную память, - это сразу означает, что львиная доля в написанном является фантазией; 2) хотя и все мы под Богом ходим, но все же чем дальше ты от нулевой точки своей системы координат, тем выше шанс, что большой проект реализовать не успеешь, что и произошло, таким образом 3) вместо зрелой оценки личности Толстого от человека, знавшего его всю свою жизнь, мы получаем впечатления девчонки-попрыгуньи, которая "не удостаивает быть умной"; я хочу сказать, что было, наверное, ошибкой начинать эту историю "сначала" при таких невысоких шансах довести ее до конца и что лично мне гораздо интереснее было бы прочитать о тех временах, когда Кузминская уже способна была принимать участие во взрослых разговорах. Есть, впрочем, как всегда НО. Одно "но" - это подозрение, что почтенная Татьяна Андреевна и до конца дней оставалась холодна к интеллектуальной стороне. А другое "но" - восторг от первой части.
    Первая часть доставляет истинное удовольствие. В ней аккумулировано все, что можно любить в дворянской прошлой жизни. Никита Михалков в старых своих фильмах, особенно в "Неоконченной пьесе для механического пианино", умел визуализировать самый сок этой прелестной и очаровательной атмосферы. Так вот, в первой части воспоминаний Кузминской точно так же сконцентрировано это душевное и обворожительное, только вообще почти в чистом виде - лишь ближе к концу соперничество сестер за жениха нарушает общую идиллию. И образ Льва Николаевича здесь наиболее яркий, живой, неожиданный. Я и раньше знала, что Толстой недурно играл на рояле, но здесь мне как-будто показали, как он играл.
    Однако после того, как Соня вышла замуж, а Танечка подросла, все изменилось. В целом складывается впечатление, что автор более озабочен тем, чтобы не сболтнуть лишнего, - мы получаем довольно скучную картину совершенно праздной жизни молодой девушки. То она сюда приедет, то туда, везде одно и то же гулянье, пенье, самовары. Письма, которыми она обменивается со знакомыми, тоже не так чтобы сильно оживляют повествование. Сказать по совести, порядочный вздор писали они друг другу. Писательница из Кузминской слабая, так что основная сюжетная линия - ее роман с Сергеем Николаевичем, братом Льва, - получилась такой блеклой, что нисколько не выделяется из общей канвы. Эпизод с отравлением по силе своей будничности не уступает любому другому, будь то поездка на Всемирную выставку в Париже или заказ обеда старому повару.
    Финальная фраза воспоминаний ("Повар был из Тулы") навела на размышление, что для постмодернистского романа это было бы куда как концептуально.
    Образ Толстого? Ну, какой-то есть. Довольно далекий. Все-таки образ рассказчицы превалирует и подавляет. В принципе, это законно - пишет-то она про себя в первую очередь. Другой вопрос, была бы она так интересна, если бы ее сестра замуж за Льва Толстого не вышла.

    5
    279