Рецензия на книгу
Старик, который читал любовные романы
Луис Сепульведа
Rossweisse23 июня 2024 г.Старик и сельва
Битый жизнью и сельвой старик, на склоне лет проводящий свои дни за чтением любовных романов – интересный образ, им меня эта книга и привлекла, но ожиданий не оправдала.
Главный герой, Антонио Хосе Боливар, считает «очень верным художественным приемом то, что автор с самого начала четко определяет положительных и, главное, отрицательных героев», чтобы читатель «избегал излишних усложнений в восприятии текста и не тратился попусту на незаслуженные симпатии к злодеям и проходимцам», и придумавший его Луис Сепульведа, судя по всему, придерживается того же принципа. Но это так не работает. Хорошими и плохими персонажи – и люди – становятся благодаря своим поступкам, и если автор, не давая читателю возможности составить собственное мнение, загодя делит персонажей на плохих и хороших, это означает либо то, что этот автор не особенно искусен в писательском мастерстве, либо то, что он держит читателей за дураков, либо первое и второе вместе.
Впрочем, есть ещё один вариант (не исключающий, однако, ранее перечисленных) – автор написал притчу. А «Старик, который читал любовные романы» – это и есть притча, не слишком успешно замаскированная под роман, она просто-таки истекает назидательностью, как небо водой в сезон дождей.
Видны попытки автора сделать текст суровым, даже брутальным, но ни описания истерзанных трупов, ни того, кто и при каких обстоятельствах обделался, ни даже ужасы практикуемой в джунглях карательной стоматологии не способны замаскировать сентиментальность этой истории.
Конечно, в сентиментальности как таковой нет ничего плохого, как нет ничего хорошего и в как таковой брутальности - всему своё время и место, свои писатели и читатели. Но писатель, революционер и гринписовец Луис Сепульведа завернул в обёртку сентиментальности мораль, которая, если кратко, звучит как «Берегите природу, мать вашу!», и вот это уже настолько нехорошо, что даже плохо.
Экология – система знаний о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой (на практике находящая выражение в комплексе мер по сохранению этой самой среды) – относится к естественным наукам, оперирует определяемыми и измеримыми величинами и занимается поддающимися исследованию процессами. Сокращение площади сельвы и численности населяющих её животных имеет отношение к экологии, душевная боль Хосе Антонио Боливара (а также кого угодно другого) – нет. На самом деле худшее, что можно сделать с природоохранными мерами, это пристегивать к ним мораль, нравственность и этику (хотя в какой-то степени можно притянуть за уши философию). Мораль, нравственность и этика имеют подлое обыкновение со временем – иногда даже за одно поколение – меняться, тогда как биологические, химические, физические процессы, к счастью, более-менее стабильны. Охрана природы – задача не этическая, а прагматическая, и решение это задачи должно быть рациональным, а не эмоциональным.
Духовное единение охотника и добычи в сельве выглядит, разумеется, очень трогательно, особенно потому, что охотник одновременно является добычей, а добыча – охотником, но слишком нереалистично для поднятой автором серьёзной проблемы. Конечно, можно было бы и на нереалистичность закрыть глаза, я с лёгкостью это делаю, когда она сопровождается художественными достоинствами, но здесь, увы, не тот случай.
16414