Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июня 2024 г.

    Громкие слёзы Джонатана Сафрана Фоера

    11 сентября 2001 года все изменило. Хотя бы для Соединённых штатов Америки. Боль расходилась волнами по сотням миллионов жизней. Задело каждого, кто способен был чувствовать. Осознание случившегося приходило долго. На экранах всего мира падают горящие две башни.

    Был ли мир светлее до этого теракта? Лучше? Добрее? Сейчас уже никто не скажет, но в чём однозначно я уверен - было меньше тревоги.

    Чудовищное событие изменило наше представление о том, кто мы есть. Порой мы так мало интересуемся, что творится у соседа напротив, а ведь это может потом кардинально сказаться на нас самих.

    Впрочем, было бы неправильным умолчать о других. Норд - Ост, Беслан, Боинг 747... Кажется, в любой точке мира можно найти человека, которого затронуло горе.

    Если коротко, суть истории в том, что у девятилетнего мальчика Оскара Шелла погиб отец. Всему виной самолёты, что разрушили башни-близнецы. Оскар потом пытается разгадать тайну ключа, доставшегося ему от отца и начинает поиски подходящего замка. Потихоньку мы знакомимся с нестандартным видением мира, которое обычно бывает у детишек.

    Автор этой книги, мне кажется, решил пойти по самому простому пути, пытаясь разобраться с всеобщим горем. Фоер просто “пропустил” ужасную потерю через ребёнка. И это так нечестно!

    Потому что я вижу в этом только попытку выдавить слезу. Не пытаться как-то заново построить мир по кирпичикам, не настроить новые связи, не показать по-настоящему ценность семьи, нет. Он просто вставляет воспоминания ребёнка, и оборачивает мысли взрослого в фантазии, сказочность и размышления маленького мальчика и бесконечно плачет, цепляясь за умершего отца.

    Я говорю об этом смело, потому что у меня есть пример “Книжного вора”. Там тоже есть моменты, когда слеза вот - вот может появится. Но персонажи этой истории, довольно юные, всё равно ценят то, что есть. Семья сплачивается, а горе, каким бы губительным оно не было, всё же не ломает. Потому что бесконечно находиться в состоянии “хочу как было” просто невозможно. У Сафрана же все практически персонажи, кроме, разве что матери мальчишки, живут прошлым. Разве такая должна быть рефлексия?

    Да, выплакаться важно, это правда помогает. Но в книге должны быть не только слёзы и охи по тому, как было и не важно, дитя это или уже настоящий старик.

    Потому что “shit happens”, как сказал один парень. И бежит дальше.

    14
    470