Рецензия на книгу
Ложится мгла на старые ступени
Александр Чудаков
Аноним27 ноября 2014 г.Редкий случай, когда я читал книгу около двух месяцев. Так произошло не потому, что она мне не понравилась, хотя не могу сказать, что я от неё в восторге, но она очень даже ничего. В этом романе нет какой-то конкретной мысли или метафоры, мысли, конечно же, есть, но они широкие, масштабные. История, которую разворачивает перед нами автор, ценна не конкретными идеями, а самой историей. История нелинейная, а в виде отрывочных воспоминаний, но густо замешена и многослойна. Такой текст грешно читать запоем, её надо смаковать, растягивая удовольствие как можно дольше, благо хороший и легкий язык это позволяет.
Что же это за масштабные мысли? Для меня это была, прежде всего, история об интеллигенции не советской, а интеллигенции старой формации. История о социальном геноциде в советскую эпоху, когда новая система целенаправленно истребляла настоящих людей с большой буквы, профессионалах своего дела - интеллигентов труда, интеллектуалов.
Александр Чудаков размышляет о судьбе «старой» России в период эксперимента длиною в семьдесят лет, но он движется не в общем тренде ностальгии по совку. Совок он подвергает критике, критике, надо отдать ему должное, конструктивной. Хотя меня немного смущает идеализация дореволюционной жизни и страдания по давно и безвозвратно утраченному, «по России, которую мы потеряли. Темой интеллигенции роман не исчерпывается, но именно в этой плоскости он преломился в моем сознании.
Протагонист романа Антон в чем-то даже альтер эго писателя. Он «не наш», а «ихний» - продукт дореволюционной интеллигентской культуры, потомок «дворянского» рода.
Раньше была литература советская и антисоветская (эмигрантская). Сейчас литература постсоветская и постантисоветская. Термин, не претендующий на истину в последней инстанции, придуман мною на коленке или вытащен из ноосферы, с целью более точно охарактеризовать данное произведение. Так вот этот роман относится именно к категории постантисоветская. К этой же категории относится большинство романов Людмилы Улицкой.
В связи с этим у меня вот какая мысль. Великая литература не может возникнуть в раздрае с исторической судьбой страны и народа. Людмила Улицкая смогла найти ту тонкую грань между настоящим и прошлым, чтобы избежать диссонанса. На мой взгляд, нашел её и Александр Чудаков, его взгляд на советскую историю в целом негативный, но без грязи. Но сомнений не возникает, что это был писатель с большим потенциалом.
552