Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Время жить и время умирать

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июня 2024 г.

    война от лица «потерянного поколения»

    Эрих Мария Ремарк -  имя, которая знакома почти всем. Ремарк - это один из самых известных и выдающихся личностей в немецкоязычной литературе, автор шедевров «На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Возвращение», «Искра жизни» и т. д. Однако,  он так и не удосужился Нобелевской премии. Постоянные переезды, отъезды, гонения, романы с самыми красивыми женщинами, на ряду которых есть и великая Марлен Дитрих, сделали Ремарка одним из самых ярких персонажей 20-ого века. В свое время он проживал в Америке, во Франции, а под конец жизни оставался в Швейцарии. Являлся ярым противником Гитлера и нацистской партии. Ремарк являются одним из олицетворений так называемого «потерянного поколения». Так называли людей или юношей, которые встретили свое совершеннолетие в окопах Первой мировой войны, а после возвращения домой, таки не нашли свое место в жизни.  К этому числу можно отнести Хемингуэя, Фицджеральда, Дос Пасоса и многих других.

      Роман «Время жить и время умирать» из цикла позднего Ремарка. Был написан в 1952-м году. Ремарк создал такое направление в искусстве,  как «ремаркизм».  «Ремаркизм»  - представляет из себя полное отречение, опровержение насилия и войны в любых ее. проявлениях. Ремарк является из тех редких писателей, который в своих романов отписывают войну без окрас, без героизма, без пафоса, без фанатизма, а наоборот рисует войну,  как полное творение жестокости и ада, сгусток сломанных судеб и трагедии простого человека. Ремарк описывает войну, как она и существует в реальности. 

      Как и во всех романах Ремарка, в этом произведении тоже,  читатель видит войну с точки зрения противника - в лице немецкой армии или рядового солдата. Однозначен тот факт, что читая Ремарка, ты духовно и морально доходишь до такого высшего состояния, в котором начинаешь сочувствовать одновременно и жертве, и преступнику. С самого первого предложения, которая гласит: «В России смерть пахла не так, как в Африке. В Африке, под мощным огнем англичан, трупы тоже нередко подолгу лежали непогребенные между позициями, но солнце работало быстро. Ночью вместе с ветром долетал запах, сладковатый, душный, тяжелый, - мертвецы, вспученные газом, призрачно поднимались в свете чужих звезд, словно вновь сражались, молча, без надежды, каждый в одиночку, но уже на следующий день начинали съеживаться, припадать к земле, бесконечно усталые, как бы стремясь зарыться в нее; когда же позднее удавалось их вынести, иные были уже легкими и ссохшимися, а от тех, кого случайно находили недели спустя, оставались едва ли не одни скелеты, гремевшие в неожиданно чересчур просторных мундирах. Там смерть была сухая, в песке, на солнце и ветру. В России же - грязная, зловонная.» читатель осознает, что у него в руках книга полная трагедии и запахов смерти.     

      Главный герой молодой солдат немецкой армии лет восемнадцати, по имени Гребер, находится на российском фронте, что и олицетворяет с собой время смерти: ведь именно в передовой этой части  немецкая армия носит несчитанные людские и позиционные потери; отходя все в глубь и в глубь Европы. И вот в это очень непростое  время Гребер получает трёхнедельный отпуск - возвращение в родную страну, в родной город, который как бы «рисует из себя времена, чтобы жить». Оно придает Греберу силы, и когда он пройдя много испытаний,  наконец с надеждой, со спокойствием и душевным  равновесием доезжает до родного города, то находит его разбомбленным. Поиски родного дома, где живут родители, заканчивается  трагедией. Дом разрушен, а родителей нет. Он начинает поиски отца и матери, и именно в этот момент, происходит внутреннее изменение, которые выплескиваются наружу в виде  глобальных вопросов. Один из таких вопросов, является попытка понимания смысла ведение этой войны на убой. Не секрет, что все романы Ремарка всегда  трагичны и печальны. В своих произведениях он рассказывает про личные трагедии каждого человека,  но одновременно в его романах всегда присутствует надежда, которая олицетворяет из себя ореол любви. Здесь, во время поиска своих родителей, Гребер встречается с дочкой друга семьи Элизабет,  и у них рождается любовь. Как говорится приходит время жить, да жить во времена войны. А когда начинаются авианалёты на город, он при виде постоянной скорби и утрат простых граждан, осознает, что война одинакова и на передовой, и в городах. Война не жалеет никого, и ничто от войны не может убежать. Эта чума, которая не жалеет ни стариков, ни детей ,ни женщин,  ни юношей. Гребер от мозга до костей начинает презирать всех тех, кто начал эту  бессмысленную войну, и осознано идёт против агитации гитлеровских идей. Будучи простым немецким солдатом, он видит, что творят офицеры СС с пленниками, в рядах, которых много инакомыслящих немцев, в концлагерях. А когда после одного из налётов он  находит своего друга, высокопоставленного офицера, погибшим в руинах в объятиях женщины, он понимает,  что должен жениться,  потому что лишь любовь может спасти человека в этих нечеловеческих временах. Самое страшное во время войны - это смерть детей. Когда во время налёта Гребер бежит  к Элизабет, то видит как взлетает к небу  человеческое дитя - падая вниз растерзанный и перед ними оказывается рука ребёнка, то в его душе  рождается и отчаяние, и сомнения в том, что такое человек и порожден ли он по облику Бога. Насколько прогнило человеческий эгоизм, что готов без раздумий убить ни в чем неповинных детей, и назвать все это долгом перед страной. Вообще для Ремарка героизмом является долг перед семьей, родными, перед любовью, но никак не перед какими то партиями или фанатическими идеологиями.

     Эрих Мария Ремарк оставил очень плодотворное литературное наследие, с которым, с моей личной точки зрения, должен ознакомиться каждый.


    9
    544