Рецензия на книгу
The Hunger Games
Suzanne Collins
Tarvalon18 июня 2024 г.Сьюзен Коллинз – «Голодные игры»
Ну что ж, прочитал одну серию (да, я сейчас о «Космоолухах»), начинай следующую)))
Почему-то вспомнились прочитанные-просмотренные более десяти лет назад «Голодные игры», так что я вернулась к ним. Пока прочла первую часть, но останавливаться не намерена.
Когда-то очень давно впервые я услышала об этой книге от своего тогдашнего (Царствие ему Небесное) директора, он очень хвалил, а я удивлялась, что мужчина в годах, оказывается, почитывает условно подростковую литературу. Впрочем, честно говоря, сама читать я тогда не собиралась. Потом увидела в кино рекламный ролик на фильм, и вот он-то меня неожиданно зацепил. Так оно и началось...Объективно говоря, это всё-таки постапокалиптика. Привычный современному читателю мир сгинул давным давно, а на его обломках, там, где когда-то были США, теперь находится самодостаточное государство Панем: утопающий в роскоши Капитолий и угнетаемые им Дистрикты, числом 12. Когда-то был тринадцатый Дистрикт, но после необдуманного бунта против Капитолия он стерт с лица земли, а его ядовитые после химических атак руины регулярно демонстрируют по телевидению жителям других Дистриктов устрашения ради. Каждый Дистрикт занимается какой-то узконаправленной деятельностью: от создания предметов роскоши и высокотехнологичного оборудования до земледелия и рыболовства. Наша героиня Китнисс Эвердин живет, точнее, выживает в Дистрикте 12, специализирующемся на добыче угля. Её отец, бывший шахтером, как подавляющее большинство здешних мужчин, погиб достаточно давно, его вдова и две дочери едва не умерли от голода после его смерти, но во многом благодаря Китнисс, которую отец успел научить стрелять из лука и охотиться за пределами Дистрикта, выживают. Вообще-то, покидать огороженную территорию Дистрикта запрещено категорически, но власти Дистрикта 12 смотрят на такие нарушения сквозь пальцы, поскольку сами не прочь полакомиться свежей дичью.
Впрочем, тяжелая жизнь, тяжелый труд, подавляющая беспросветная нищета и прочие бытовые тяготы жизни угнетаемых не самое страшно, что происходит в Панеме. Самое страшное – ежегодные Голодные игры, на которые по жеребьевке выбирают две дюжины юношей и девушек от 12 до 17 лет, по двое от каждого Дистрикта. Это такое наказание за случившийся почти три четверти века назад бунт. Это самое страшное наказание – наказание посредством гибели детей. В финале Игр остается один выживший победитель, а все кровавые подробности демонстрируются на экранах Панема, и наблюдать за действом обязаны все граждане. Для Капитолия это праздник и развлечение, для Дистриктов – бесконечный ужас.
Китнисс оказывается трибутом на семьдесят четвертых Голодных играх, причем, не по жеребьевке, а добровольцев, вызвавшись за младшую сестру, двенадцатилетнюю Примроуз, чье имя было на страшном жребии. Китнисс уверена, что ей не победить, но намерена сражаться до конца, и Голодные игры начинаются...
В качестве любовной линии читателю предлагается своеобразный треугольник между Китнисс, её давним другом и напарником по охоте Гейлом и сыном пекаря Питом, оказавшимся вторым трибутом от Дистрикта 12. Линия Китнисс и Пита кажется обреченной заранее, поскольку выжить после Игр шанс есть только у одного из пары, хотя... кто сказал, что всесильный Капитолий не может поменять правила своей игры, если захочет. Вопрос в том, чего он захочет: романтики, невероятного счастливого конца или очередной кровавой драмы.
Впрочем, между Китнисс, Питом и возможным спасением ещё 22 шага, 22 жизни, и каждый намерен так или иначе сражаться до конца.Несмотря на то, что я прекрасно помню сюжет и по прошлому прочтению, и по фильму (хотя фильм несколько смещает некоторые акценты, но об этом позже), читалось очень легко и быстро, интерес не угасал, несмотря, а может, и благодаря лёгкому слогу в том числе. Повествование идет от первого лица: не самый любимый мой прием, но иногда он себя более чем оправдывает.
Автор не скрывает, что в основе основ сюжета лежит миф о Тесее в той его части, когда юношей и девушек увозили на Крит в лабиринт ужасного Минотавра. Кстати, в этой связи захотелось перечитать «Тезея» Мари Рено, где миф предстает без мистической трактовки (при этом книга необыкновенна интересна и – да – тоже многократно мной перечитана).
5299