Рецензия на книгу
The Three-Body Problem
Cixin Liu
Аноним18 июня 2024 г.Коли рожа крива
Милая наивная китайская фантастика. Или по крайней мере текст, который кажется таковым, хотя трудно найти глубину и оригинальность в идее контакта с инопланетной цивилизацией через расшифровку сигнала после «Контакта» и «Гласа Господа». Но все же за простой подачей и растиражированной идеей что-то есть, и это не только китайская специфика (хотя ее очень много в тексте). Попробуем вооружиться литературным скальпелем и проанализировать – где в книге то, что привлекает внимание читателя?
Есть у меня подозрение, что толчком к популярности книги на Западе стало довольно яркое описание будней культурной революции. Эти главы у Лю вышли подробными, говорящими и затягивающими, хотя то, как это было сделано в «Братьях» Юя Хуа, впечатлило меня в свое время больше. Это гнетущее ощущение бессмысленности происходящего, насилия ради насилия, и такое же странное ощущение непохожести террора тут от террора у нас – механизмы не выглядят даже смежными, китайцы выпустили на волю что-то пугающее.
Но для автора, смею предположить, это только зачин, только повод для рассказа. Повод, правда, богатый интересными для нас подробностями. От самой постановки вопроса (борьба с американскими и советскими космическими аппаратами, удар и по империалистам, и по «ревизионистам») до мелких любопытных деталей. Почему-то больше всего мне понравилось упоминание, что Пекинский выставочный центр построен в русском стиле (любой с помощью гугла может убедиться, что русским стилем в Китае считается сталинский ампир). Кроме того чем-то несбывшимся повеяло в тот момент, когда один из персонажей говорит, что когда-то на занятиях по политинформации предлагал Китаю отказаться от независимости и войти в состав СССР для усиления пролетарского интернационализма.
Любопытным показалось и упоминание китайско-вьетнамской войны во вполне нейтральном тоне, даже в немного залихватском – мол, мы почти победили тех, с кем вы, американцы, не справились.
Но за этим кросс-культурным флером стоит то, ради чего, вероятно, автор писал свою книгу. Это странная симметрия между обществом Земли и планеты в системе трех звезд. Особенно хороши ироничные абзацы, в которых земные предатели, ждущие инопланетян как кару небесную, открыто сопоставляются с таковыми же на той планете, которые также готовы изменить своему виду ради неких высших целей.
Мне показалось, что автор играет с новыми технологиями как с детской игрушкой, радуется им, вставляя их в повествование просто ради того, чтобы рассказать о них. Здесь так и кажется, что Лю смешивает социальную фантастику с фантастикой ближнего прицела, но что ему наши тонкие игры в определение жанров? Он просто показывает человечество в зеркале, вроде бы и кривом, но кривом ли?
572K