Рецензия на книгу
Расторжение брака
Клайв Стейплз Льюис
Аноним17 июня 2024 г.Не лает, не кусает, а в дом не пускает
Очень люблю Льюиса (особенно цикл о Нарнии и "Письма Баламута"), и эта повесть-притча мне тоже сильно понравилась. Это очень остроумное, увлекательное и художественное путешествие, и здесь мы отправляемся в поездку по аду и раю, чтобы посмотреть на "квинтессенцию" людей, какими они предстают после смерти.
Очевидно, у книги сильный нравственный посыл, и я бы даже осмелилась сказать, что у Данте нет такой гуманности и вдумчивости в описании людей и их страданий. У Данте как в аптеке, такой-то грех - такое наказание. У Льюиса после смерти все продолжает зависеть от самого человека.
Души тех, кто отправился на "экскурсию в рай", их еще называют в переводе "призраками", продолжают работать над собой, они выбирают - отправиться в это путешествие, вынести яркий и жесткий свет рая, осмелиться отойти от знакомого автобуса и так далее. Экскурсанты встречаются в преддверии рая с Духами - душами, которые уже вошли в рай, и вышли на встречу. Не каждый Дух может видеть призраков, и не каждый призрак выдерживает вид Духа. Вообще, забавно, что в рае у Льюиса нет почти никого кроме людей. Нет высших сил, которые бы занимались отбором или регулировкой. Призраки чаще встречаются с теми, кого знали при жизни, а Духи их родных и знакомых пытаются обратить своих визави к Истине, к тому, как тут все устроено и как остаться в раю.
Духи не пытаются успокоить призраков, чаще всего они сходу сообщают, почему призрак не оказался в раю сразу же, а затем Духи широко улыбаются, мол, я в тебя верю, ты можешь отказаться от своего "греха". Например, художника просят перестать думать, как бы он написал рай, а просто смотреть и вбирать красоту, измениться и поддаться "высшему замыслу", чтобы душа художника стала такой, какой ее замыслил Создатель. Художник, очевидно, отказывается - как это, нельзя писать. Но в ад он возращается потому, что особенно его беспокоит отсутствие признания потомков. Он еще не готов идти в рай, лучше напишет еще несколько картин. Мне кажется, что когда художник допишет все, о чем задумал, он сможет вернуться в рай. В этом смысле, в аду, какой он у Льюиса, нет ничего страшнее, чем бесконечное общение с самим собой, а когда это надоест, когда душа будет готова двигаться дальше, у нее будет такой шанс.
В рай ведет очень четкий этический вектор. Да, совершенные при жизни преступления могут быть прощены, любой достоин спасения, если осмелится просить и будет готов изменить свою душу.Очевидно, что проход в рай лишает большого количества индивидуальности, и обязательное условие, чтобы призрак осознанно пожертвовал чертами своего характера. Рассказчику повезло, что он посетил рай во сне, и ему мягко объясняли подробности. Остальные призраки были куда более слепы и замкнуты, но мне нравится думать, что такова особенность душ умерших.
Из преддверия рая принудительно исчезают те, кто хочет утащить чью-либо душу с собой в ад, видимо, эти призраки уменьшаются до такой степени, что просто проваливаются сквозь землю рая. У Льюиса очень круто описывается загробный мир, где ад меньше атома в раю, и даже Солнечная система кажется небольшой и уютной по сравнению с одним лугом в раю, куда прибывают экскурсанты.В повести очень много красивых, вдохновляющих и возвышенных эпизодов. Профессор Мария Штейнман комментирует текст с огромной любовью и добавляет множество ценных замечаний. Думаю, что даже если бы я не читала повесть, а только послушала эфир с ней, мне бы очень пригодился такой опыт.
17717