Рецензия на книгу
А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том 1
А. С. Пушкин
Аноним17 июня 2024 г.О Пушкине
В этом году отмечается 225 лет со дня рождения одного из самых известных русских поэтов. Речь конечно же об А. Пушкине. Впервые отмечался сей день ещё в далеком и бородатом 1899-м в 100-ю годовщину Пушкина.
Народ согнали на Красную Площадь, оцепили любимыми Николаем 1-м жандармами центральное место и оградили любимыми Павлом 1-м шлагбаумами крестьян, батраков и прочую «чернь» от пэров. Картина вышла весьма замечательная. В день рождения народного поэта, этот самый народ ограждают от него. А в СССР день памяти Пушкина уже стал полноценным народным событием, как и полагается ему.
Вот фото с 1937-го года, когда проходило мероприятие к 100-летию смерти поэта. Здесь уже более нет жандармских шатров и шлагбаумов. Огромная разница на двух фотографиях, хотя снимались они в одном месте…
Для обывателя Пушкин превратился в эпоним. Имя его сделалось нарицательным, лишенным какой-либо чувственности и человечности. Пушкин как человек — забылся.
Но кем-же был он на самом деле? Ненавистником рабства:
О Рим, о гордый край разврата, злодеянья!
Придет ужасный день, день мщенья, наказанья.
Предвижу грозного величия конец:
Падет, падет во прах вселенныя венец.
Народы юные, сыны свирепой брани,
С мечами на тебя подымут мощны длани,
И горы и моря оставят за собой
И хлынут на тебя кипящею рекой.
Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокий;
И путник, устремив на груды камней око,
Воскликнет, в мрачное раздумье углублен:
"Свободой Рим возрос, а рабством погублен"
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?Воспевателем свободы:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бичБеспощадным критиком всего глупого и пошлого:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
<—> грошевой солдат
Угрюмых тройка есть певцов —
Шихматов, Шаховской, Шишков,
Уму есть тройка супостатов —
Шишков наш, Шаховской, Шихматов,
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!Верным другом, любителем амура и веселых кутежей:
Друзья! досужный час настал;
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем
Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!(а любил он много кого)
И мало того, он был «писателем» с когтями, как об нем отозвался один цензор. На что Пушкин резонно ответил:
Недавно я стихами как-то свистнул
И выдал их без подписи моей;
Журнальный шут о них статейку тиснул,
Без подписи ж пустив ее, злодей.
Но что ж? Ни мне, ни площадному шуту
Не удалось прикрыть своих проказ:
Он по когтям узнал меня в минуту,
Я по ушам узнал его как разОднако, когти эти выросли у него далеко не сразу. В начале он восторгался Александром 1-м, что отчетливо видно в его стихах за лицейский период. Но стоит отметить, что питал такие чувства к императору далеко не только Пушкин. Ведь Александр тогда смог предстать в качестве освободителя Европы и защитника русской земли, командиром, который превзошёл покорившего Европу Наполеона. Но позже отношение Пушкина к императору поменялось в совершенно обратную сторону:
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!
...Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.Также Пушкин хотел бежать из России и даже всерьез обсуждал это со своим братом. A la Толстой-американец.
Всё это говорит нам о живой, изменяющейся, разносторонней и деятельной натуре, каким на самом деле и был Александр Сергеевич.
Некоторые прозвали его революционером. Так, например, в Мехико стоит памятник Пушкину, где говорится следующее: «Александр Пушкин, русский поэт — революционер, родился в Москве 6 июня 1799 года. В 1820 году за свою "Оду Свободе" был сослан на Кавказ». А для некоторых он просто обычный поэт. Но истина всегда где-то по середине. Нельзя отрицать того, что первым его делом была поэзия. Но так умело воспевая свободу, красоту жизни, высокие идеалы, он пробуждал своей поэзией рост самосознания, взывая обычных людей в высокий мир искусства и литературы.
Он был одним из первых, кто посеял у русского человека любовь к чтению. Ведь именно после эпохи Пушкина мы наблюдаем возникновение кучу журналов («Телескоп», «Вестник Европы», «Современник», «Москвитянин», «Московский телеграф») и публицистики, которой до этого не было в России. Пушкина готовила вся предшествующая эпоха. Начиная с Петра 1-го, который открыл Россию Европу и Европу для России и заканчивая Екатериной 2-й. До неё Россия не имела своих значимых и народных авторов. Был Нестор, Ломоносов, которых мало кто понимал из-за сложности их языка, были Державин, Фонвизин, Карамзин и Жуковский, которые написали ряд стоящих произведений, распространяли любовь и интерес к литературе и в итоге смогли создать определенную публику. А на другом конце народные сказки, песни и былины. Екатерину сильно занимали вопросы культуры и образования, посему она в отличии от Петра 1-го отправляла в Европу на обучение не кормчих, артиллеристов, офицеров и иных военных, а музыкантов, поэтов, художников и танцоров. В итоге, она дала начало рождению русской культуры в том виде, в котором она ныне известна нам. Вспомним ярчайших её представителей: Чайковский, Достоевский, Мусоргский, Чехов, Глинка, Лермонтов, Гоголь и т.д. Не даром-же ещё при жизни её нарекли Минервой.
Всё готовилось для того, чтобы вдохнуть в русскую поэзию и литературу новую жизнь, объединить народность с изящным языком дворянства. И вот является продукт, который так упорно выращивала Екатерина – Пушкин! Тот человек, который первый начал писать про жизнь сословий, говорить о том, что волнует и трогает всех людей, но до Пушкина не могущие говорить о своих думах.
В этом, пожалуй, была его роль. Конечно, он не был профессиональным революционером, как Ленин. Но Пушкин всецело сочувствовал и поддерживал декабристов, среди которых было много его друзей и приятелей. Не даром же в 1818-м он пишет такой стих:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!Но с ними на площадь он так и не вышел.
А после подавления восстания отступился от вольнодумства. В конце концов, новоявленный император уже показал свои клыки, и было бы рискованно злить такого монстра, который вскоре обагрит свои руки польской кровью. Как писал Луначарский: «он надел на лицо более или менее законопослушную маску. Маска, сливаясь с подлинным лицом, приобрела многие черты оригинальнейшей человечности».
Для некоторых людей художественная литература не представляет особого интереса. Они считают её детской шалостью или же пустой тратой времени, а научную литературу превозносят до небес. На такое мнение можно ответить то, что научная и художественная литература одинаково важны для любого образованного человека. С помощью одной он познает мир, а с помощью второй очищается от пошлости и грубости. Можно быть ученым, но это не мешает человеку вести себя как свинья. Случай с историком О. Соколовым тому подтверждение. Посему очень зря некоторые люди воротят нос от поэзии и изящной литературы, тем более, когда есть такой замечательный поэт, как Пушкин!
Но были-ли его произведения революционны? А разве воспевать свободу и презирать рабство, когда в стране свобода душится цензурой, а рабство в форме крепостного права цветет и пахнет и «реабилитировать плоть», когда попы и прочие властители душ хотят презреть желание человека к лучшей жизни – это недостаточно революционно?
Чтобы противостоять общественному мнению и окружающей несправедливости нужно мужество и воля. «независимость от общественного мнения есть первое формальное условие совершения чего-либо великого и разумного». У Пушкина была смелость грести против течения.
По этой причине слова на памятнике Пушкина в Мехико вполне правдивы. Он был и революционер, и поэт.460