Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Граф Аверин. Колдун Российской империи

Виктор Дашкевич

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июня 2024 г.

    Ничто не может так вернуть мне вдохновение писать рецензии (первая за полтора года!), как очередное расхайпленное фуфло.

    Итак, Аверин. Граф Аверин.

    Я слышала о нем изо всех щелей и углов, видела отзывы в каждом телеграм-канале, и наконец какой-то из них – а может их совокупность – сподвиг меня открыть книгу. Я могла бы расфыркаться обо всем, что мне не понравилось, на тыщу-другую слов, но перед написанием своей рецензии я почитала чужие, и меня немного отпустило. Другие люди уже все за меня в целом сказали. Поэтому пройдемся кратенько, без углубления в тему и особо сочных цитат.

    1. Персонажи максимально картонные и обладают какой-то одной более-менее определяющей их чертой (Виктор, Анастасия, Василь, бабушка Аверина, Владимир и т. д.). Есть два исключения: Кузя и, разумеется, сам его сиятельство граф Аверин. Аверин из тех утомительных персонажей, на которых настолько дрочит автор, что остальные герои специально выписаны некомпетентными и тупыми, чтобы не дай бог кто из них не затмил светоч разума и белое пальто дражайшего Гермеса-как-там-его-по-батюшке-Аверина. А еще Аверин, как бы это помягче выразиться… МУДАК. Кузя… что ж, Кузя наиболее приятный из существующих в книге персонажей, хотя это такое себе достижение, учитывая, как низка планка. К сожалению, Кузю портит то, что у него совершенно нет предыстории, а также мотивации делать что-либо из того, что он делает, а его «уникальность» как единственного в мире неагрессивного дива притоплена тем, что нам не показали ни одного, собственно, агрессивного дива (ну, не считая поехавшего главзлодея, конечно, если его можно так назвать, - но он поехавший и появился в книге на пару страниц).

    2. Отношения между персонажами, э-э-э, не особо существуют. Я никогда в жизни не поверю, что Аверин и Виктор – друзья. Или что Кузя проникся хозяином и почему-то посчитал его обалденным. Или что Аверин проникся Кузей и решил рисковать ради него жизнью, учитывая, какой он расист и ксенофоб (еще мизогин и сексист, но в данном случае это к делу не относится). Или что у Аверина и Анастасии возникли друг к другу какие-то теплые чувства. Даже вся тема с помешанной на продолжении рода бабушкой какая-то скучная и однобокая. Единственные отношения, которые здесь хотя бы попытались прописать нормально, - это отношения между Гермесом, Василем и фамильяром семьи Анонимусом. Правда, тут опять все свелось к тому, что «да она любит тебя» - «да она не может любить меня» - «да я люблю тебя», но сама идея конфликта была неплохой.

    3. Мир – полная каша. Бесит, что от Петербурга одно слово и атмосферы города ноль. Бесит, что мир одновременно кажется девятнадцатым веком, двадцатым и современностью и что это все вместе никак не клеится. Бесят инфодампы от Аверина для другана из полиции, который за двадцать лет в управлении не удосужился узнать ничего ни про дивов, ни про мировую историю, ни про историю местной России. Бесит, что, переписывая историю и мифологию для своего альтернативного мира, автор абсолютно все свел к дивам – любое событие и любую другую возможную магию. Чистейшее ощущение, что он придумал одну крутую фишку и начал пихать ее во все дыры.

    4. Язык примитивный. Не по-хорошему простой и легко читающийся, а именно что примитивный. Как будто это писал человек со словарным запасом, умением строить предложения и диалоги (и в целом уровнем знаний) в лучшем случае школьника старших классов. Разговоры про еду и алкоголь начали утомлять уже на трети книги. Слово «ага» - к середине.

    5. Расследования, мягко говоря, невразумительные. Во-первых, как я уже сказала, все персонажи тут нарочито тупые, чтобы Аверин – и так уж и быть, немного Кузя – казался гениальнейшим гением. Во-вторых, физических улик и нормальных логических цепочек почти нет, Аверин раскрывает заговоры и преступления у себя в голове, ориентируясь на минимальные зацепки и попросту додумывая нужные детали и факты (как удобно – всегда правильно!), потом собирает остальных персонажей в комнате, как Пуаро, и самодовольно им все разжевывает. В-третьих, в каждой из трех частей книги читатель не может сам ни до чего догадаться, потому что загадка плотно завязана на знаниях о мире, которых у нас нет до тех пор, пока Аверин в своем объяснении нам их не расскажет. Ну вкусно, че.

    6. Основная мораль, как я понимаю, в том, чтобы показать: дивы не такие уж злобные, вы просто не умеете их готовить, а рабство – это плохо, атата. Но это не работает, потому что злобных дивов мы на страницах не встретим (кроме одного поехавшего), и даже граф Аверин не порадует нас ни одним животрепещущим флешбэком или пересказом, как на его глазах кого-то доверившегося диву гнусно и предательски сожрали. В итоге конфликт не выглядит неоднозначным и сложным – только Аверин выглядит мудаком, который оправдывает свои поступки тем, что дивы якобы злобные и вообще дышат и на стуле сидят неправильно.

    Короче, кошмар. Честное слово, почитайте лучше «Трилогию Бартимеуса» Страуда. Вот уж где и альтернативный мир двадцатого века живой, проработанный и интересный, и персонажи глубокие и неоднозначные, и язык богатый и приятно читается, и – самое главное – конфликт между магами и подчиненными им рабами-демонами прописан в сто раз лучше во всех возможных отношениях. Все, чего не хватает этой книге, там есть – и даже больше!

    24
    297