Рецензия на книгу
Граф Аверин. Колдун Российской империи
Виктор Дашкевич
Аноним17 июня 2024 г.Ничто не может так вернуть мне вдохновение писать рецензии (первая за полтора года!), как очередное расхайпленное фуфло.
Итак, Аверин. Граф Аверин.
Я слышала о нем изо всех щелей и углов, видела отзывы в каждом телеграм-канале, и наконец какой-то из них – а может их совокупность – сподвиг меня открыть книгу. Я могла бы расфыркаться обо всем, что мне не понравилось, на тыщу-другую слов, но перед написанием своей рецензии я почитала чужие, и меня немного отпустило. Другие люди уже все за меня в целом сказали. Поэтому пройдемся кратенько, без углубления в тему и особо сочных цитат.
1. Персонажи максимально картонные и обладают какой-то одной более-менее определяющей их чертой (Виктор, Анастасия, Василь, бабушка Аверина, Владимир и т. д.). Есть два исключения: Кузя и, разумеется, сам его сиятельство граф Аверин. Аверин из тех утомительных персонажей, на которых настолько дрочит автор, что остальные герои специально выписаны некомпетентными и тупыми, чтобы не дай бог кто из них не затмил светоч разума и белое пальто дражайшего Гермеса-как-там-его-по-батюшке-Аверина. А еще Аверин, как бы это помягче выразиться… МУДАК. Кузя… что ж, Кузя наиболее приятный из существующих в книге персонажей, хотя это такое себе достижение, учитывая, как низка планка. К сожалению, Кузю портит то, что у него совершенно нет предыстории, а также мотивации делать что-либо из того, что он делает, а его «уникальность» как единственного в мире неагрессивного дива притоплена тем, что нам не показали ни одного, собственно, агрессивного дива (ну, не считая поехавшего главзлодея, конечно, если его можно так назвать, - но он поехавший и появился в книге на пару страниц).
2. Отношения между персонажами, э-э-э, не особо существуют. Я никогда в жизни не поверю, что Аверин и Виктор – друзья. Или что Кузя проникся хозяином и почему-то посчитал его обалденным. Или что Аверин проникся Кузей и решил рисковать ради него жизнью, учитывая, какой он расист и ксенофоб (еще мизогин и сексист, но в данном случае это к делу не относится). Или что у Аверина и Анастасии возникли друг к другу какие-то теплые чувства. Даже вся тема с помешанной на продолжении рода бабушкой какая-то скучная и однобокая. Единственные отношения, которые здесь хотя бы попытались прописать нормально, - это отношения между Гермесом, Василем и фамильяром семьи Анонимусом. Правда, тут опять все свелось к тому, что «да она любит тебя» - «да она не может любить меня» - «да я люблю тебя», но сама идея конфликта была неплохой.
3. Мир – полная каша. Бесит, что от Петербурга одно слово и атмосферы города ноль. Бесит, что мир одновременно кажется девятнадцатым веком, двадцатым и современностью и что это все вместе никак не клеится. Бесят инфодампы от Аверина для другана из полиции, который за двадцать лет в управлении не удосужился узнать ничего ни про дивов, ни про мировую историю, ни про историю местной России. Бесит, что, переписывая историю и мифологию для своего альтернативного мира, автор абсолютно все свел к дивам – любое событие и любую другую возможную магию. Чистейшее ощущение, что он придумал одну крутую фишку и начал пихать ее во все дыры.
4. Язык примитивный. Не по-хорошему простой и легко читающийся, а именно что примитивный. Как будто это писал человек со словарным запасом, умением строить предложения и диалоги (и в целом уровнем знаний) в лучшем случае школьника старших классов. Разговоры про еду и алкоголь начали утомлять уже на трети книги. Слово «ага» - к середине.
5. Расследования, мягко говоря, невразумительные. Во-первых, как я уже сказала, все персонажи тут нарочито тупые, чтобы Аверин – и так уж и быть, немного Кузя – казался гениальнейшим гением. Во-вторых, физических улик и нормальных логических цепочек почти нет, Аверин раскрывает заговоры и преступления у себя в голове, ориентируясь на минимальные зацепки и попросту додумывая нужные детали и факты (как удобно – всегда правильно!), потом собирает остальных персонажей в комнате, как Пуаро, и самодовольно им все разжевывает. В-третьих, в каждой из трех частей книги читатель не может сам ни до чего догадаться, потому что загадка плотно завязана на знаниях о мире, которых у нас нет до тех пор, пока Аверин в своем объяснении нам их не расскажет. Ну вкусно, че.
6. Основная мораль, как я понимаю, в том, чтобы показать: дивы не такие уж злобные, вы просто не умеете их готовить, а рабство – это плохо, атата. Но это не работает, потому что злобных дивов мы на страницах не встретим (кроме одного поехавшего), и даже граф Аверин не порадует нас ни одним животрепещущим флешбэком или пересказом, как на его глазах кого-то доверившегося диву гнусно и предательски сожрали. В итоге конфликт не выглядит неоднозначным и сложным – только Аверин выглядит мудаком, который оправдывает свои поступки тем, что дивы якобы злобные и вообще дышат и на стуле сидят неправильно.
Короче, кошмар. Честное слово, почитайте лучше «Трилогию Бартимеуса» Страуда. Вот уж где и альтернативный мир двадцатого века живой, проработанный и интересный, и персонажи глубокие и неоднозначные, и язык богатый и приятно читается, и – самое главное – конфликт между магами и подчиненными им рабами-демонами прописан в сто раз лучше во всех возможных отношениях. Все, чего не хватает этой книге, там есть – и даже больше!
24297