Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
ELiashkovich24 ноября 2014 г.Знаете, что мне порой напоминают произведения Моэма? Устриц. Все книги британца, которые я читал, начинались с какого-то невразумительного и нечитабельного вступления, единственным позывом после которого было скорее отложить книгу и взяться за что-нибудь поинтереснее. Однако въедливость и старое правило судить о книге только после ее полного прочтения вынуждали продержаться еще десяток страниц. И вот там, после всей этой "скорлупы", внезапно обнаруживались жемчужины...
"Луна и грош" не могла меня не очаровать. Просто потому, что Моэм поднимает темы, которые никогда не оставляли меня равнодушным. Причем поднимает в очень симпатичном стиле - автор никого не поучает, не рядится в тогу высокого моралиста. Повествование ведется от лица довольно бесстрастного англичанина, этакого чуждого страстям ценителя прекрасного. Вообще, англичане и их викторианские нравы прекрасно оттеняют образ главного героя. На фоне всей этой благообразной респектабельности безумные поступки Стрикленда выглядят еще более невозможными, еще более бесчеловечными.
Чарльз Стрикленд (некоторые литературоведы полагают, что за этим образом скрывается Поль Гоген) считался среди знакомых скучным, бессловесным малым, сделавшим некоторое состояние на каких-то там банковских операциях. Занятия Стрикленда видятся настолько унылыми, что их суть даже не запоминается. Однако вдруг этот персонаж раскрывается с совершенно неожиданной стороны. Он бросает жену и детей, причем без гроша в кармане, и срывается в Париж - тоже без денег, кстати. И там, повинуясь какому-то внутреннему голосу, начинает рисовать. При этом даже не надеясь когда-либо продать что-то из своих произведений.
Характер у Стрикленда преотвратный. Самый страшный его поступок - соблазнение жены своего благодетеля Дирка Стрева, после которого она совершила самоубийство, а Стрев навсегда уехал из Парижа. Гадости помельче невозможно перечислить в рамках краткой рецензии. Стрикленд ужасен, как внешне, так и внутренне. Но при этом он непременно повторяет, что счастлив жить именно так, и что ни на секунду не жалеет о бегстве из Лондона. В конце концов судьба заносит его на Таити, где Стрикленд женится на туземке и, как говорит автор, проживает 5 самых счастливых своих лет, после чего умирает от проказы.
Собственно, тема счастья - главное для меня содержание книги. Особенно показательна побочная история про медика Абрагама, блестящего студента, которому светила обеспеченная жизнь штатного врача Королевской больницы, но который вдруг решил поселиться в Александрии - просто потому, что с борта корабля это место вдруг показалось ему родным. Автор противопоставляет счастливого старого Абрагама человеку, который занял его место в Лондоне, дослужился до баронета, имевшего все - но не испытывавшего и толики того счастья, которое испытывал Абрагам. Неважно, что про вас думают другие, главное, чтобы осмысленность вашей жизни ощущали вы сами - примерно так я понял главную мысль Моэма. Вторая мысль - это то, что к необычным людям не стоит подходить с обыденными мерками. Кстати, интересно, насколько сам Моэм, уже известный к тому времени талант, соотносил себя с образом Стрикленда?
Еще один явный плюс "Луны и гроша" - прекрасный язык автора и обилие сочных, остроумных высказываний. Вот несколько моих любимых:
- Почему это милые женщины так часто выходят за скучных мужчин?
- Потому что умные мужчины не женятся на милых женщинах.
Я часто с недоумением замечал в женщинах страсть эффектно вести себя у смертного одра тех, кого они любят. Временами мне даже казалось, что они досадуют на долговечность близких, не позволяющую им разыграть красивую сцену.
Цивилизованные люди невероятно изобретательны в способах расходовать свою краткую жизнь на докучные церемонии.***
Женщина может простить мужчине зло, которое он причинил ей, но жертв, которые он ей принес, она не прощает.1157