Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июня 2024 г.

    Добро пожаловать на Ярмарку Тщеславия! Высшее общество, английская знать, достойнейшие люди сего времени. Красивая оболочка, скрывающая жадное, тщеславное, подлое нутро. На Ярмарке Тщеславия не ценится добродетель - скорее наоборот, она является гнусным пороком. Тут в ходу совсем другая валюта: притворство и фальшь, богатство и роскошь (зачастую, нажитая незаконным путем или совсем показная), умение идти по головам ради достижения целей. Не брезговать интригами, втираться в доверие, носить свои маски и всеми фибрами держаться за свое место. И ни в коем случае его не потерять - иначе вас растерзают свои же, наплевав на былую "дружбу".

    Эмилия Сэдли и Ребекка (Бекки) Шарп - выпускницы пансиона мисс Пинкертон. Эмилия - добрая, спокойная, порядочная и скромная девушка из богатой семьи. Она отправляется домой, где ее ждут любящие родители, старший брат-офицер и жених, блистательный Джон Осборн. Бекки Шарп - полная противоположность Эмилии. Она выросла в семье уличного художника и танцовщицы, за ее душой нет ни гроша, но это не печали Бекки. Она красива, умна, предприимчива. Она амбициозная, расчетливая, хитрая, беспринципная. Уже в столь юном возрасте Бекки пришлось рано повзрослеть и понять всю тщетность своего положения. И Ребекка поставила себе цель - сделать что угодно, но вырваться из нищеты и пробиться в высшее общество, на ту самую, пресловутую Ярмарку Тщеславия.

    Казалось бы, что связывает между собой девиц столь разных по характеру и социальному происхождению? Ответ простой: дружба. Добрая и наивная Эмилия любит Бекки. Она постоянно одаривает ее своим вниманием и подарками, и после выпуска из пансиона зовет к себе домой, погостить. Ребекка тоже питает к Эми дружеские чувства (настолько, насколько позволяет ей ее натура). Но к этой дружбе с ее стороны примеживается зависть. Гостя у Эмилии, видя, как много имеет она и как ничтожны на такое богатство и положение в обществе шансы Ребекки, последняя лишь укрепляется в мысли, что нужно достигнуть всего этого любой ценой. И юная мисс Шарп начинает свою игру.

    Путь Ребекки красной нитью идет через весь роман: пансион, в гостях у Эмилии (где Бекки так хотела окрутить ее старшего брата, но ей помешали), затем работая гувернанткой у знатного, но обедневшего семейства Кроули (где она очаровала практически все семейство). Затем - компаньонка пожилой богатой капризной леди Кроули. А потом - первая ступени Ярмарки: успешное замужество за Роденом Кроули, единственным наследником своей пожилой госпожи. Но с наследством Ребекку ждала неудача, после которой девица стала прилагать еще больше сил, плести больше интриг и делать все возможное и невозможное, прокладывая себе дорогу в свет. Она познает блеск и нищету Ярмарки тщеславия, вознесется на самые ее вершины (откуда очень больно потом будет падать). Девиз Ребекки - цель оправдывает средства, поэтому она будет казаться читателю воплощением зла, искусной стервой и манипулянткой, коварной обольстительницей и злодейкой, которой чуждо любое человеческое чувство. Но вместе с тем она всё же человек. И чисто по-человечески во многих моментах начинаешь ее понимать. Бекки Шарп невероятно сильная, умная и упорная. И если бы не ее одержимость богатством и славой, кто знает, как бы сложилась ее судьба? Наверняка ее черты характера нашли бы место и в обычной человеческой жизни. Может быть тогда ее судьба сложилась бы более счастливо. Кто знает?

    Ниточка жизни Эмилии идет параллельно с Ребеккой. Их разводит многое: судьба, замужества, расстояние, война с Наполеоном (которая так сильно повлияла на их жизни). Нежной и кроткой Эмилии выпадет своя доля испытаний: внезапное банкротство отца, терзания любви к жениху, который не слишком-то и хочет на ней жениться, затем капля света и радости - замужество, которое омрачается некими подозрениями, на которые девушка закрывает глаза. Война разломит ее жизнь на до и после, забирая с собой самое дорогое. Горе, тоска и бедность. И луч света - любимое дитя. И друг. На протяжении всей жизни Эмилию поддерживает лучший друг ее мужа, майор Доббин. Он - как ангел-хранитель маленькой Эмилии, оберегает ее, идет с ней рядом, всегда готов прийти на помощь. Но у Доббина своя трагедия. Тяжело безответно любить ту, которая телом, сердцем и душой принадлежит другому. Даже, если другого на белом свете и нет уже.
    Но я очень рада, что и на Ярмарке тщеславия может восторжествовать справедливость, где каждый получит "по трудам и по вере его".

    Уильяму Теккерею браво: он создал потрясающий роман с множеством героев, характеров, событий и типажей! Он словно достаёт своих персонажей из большой шкатулки и выставляет на сцену в свой импровизированный театр тщеславия. С шутливым сарказмом он представляет каждую свою марионетку, предварительно обыграв символизмом его имя или фамилию. Вот например Ребекка Шарп. Sharpes в переводе с английского - мошенник. По-моему, отличная характеристика главной авантюристки. Или Эмилия Сэдли. Sadly в переводе звучит как печальный, а учитывая, что Эмилия почти всю книгу не вылезала из состояния уныния, то и тут автор очень точно подметил. Дальше - больше! Роден Кроули (crawl - пресмыкающийся) - подходит! Майор Доббин (dobbin - "рабочая лошадка", кляча) - немного обидно, конечно, но со стороны зачастую так и было. И так практически каждый герой! Автор гениален, ничего не скажешь.

    Сюжет вовлекающий и интересный, язык повествования очень легкий (опять же, браво автору за саркатичность). Темы и мораль, которые тут поднимаются были, есть и будут актуальны всегда. Персонажи настолько яркие и колоритные, настолько похожие на живых, настоящих людей, которых мы ежедневно встречаем в нашей жизни, что диву даешься! А еще мне понравилось, что тут нет однозначных героев и злодеев. И коварная, расчетливая Бекки, и кроткая, скромная Эмилия - каждая из них по своему прекрасна и не очень одновременно. Женские персонажи вообще отлично удались, а вот мужские подкачали. Здесь типажи вышли более смазанные, примитивные, мне не понравился почти никто. Либо сопливые денди, нерешительные, трусоватые, метающиеся в своих противоречиях, либо донжуаны-покорители сердец, собирающие в себе все стереотипы о мачо-мучачо. Либо старые плуты и прощелыги, в которых ну не хватает ума, характера, изворотливости, присущей подобной породе. Вот майор Доббин был более-менее похож на нормального джентльмена (хотя, и со своими раздражающими моментами). Зато женские персонажи, повторюсь, вышли невероятно колоритными!

    Сам роман - монументальный и вечный. Эта Ярмарка тщеславия - не строго явление лишь той эпохи, в которой жил и которую высмеивал Теккерей. Она, на самом деле, есть везде: от древних времен и до нашего бренного века. Меняются персонажи, меняются декорации, но смысл остаётся тот же. Потому что времена меняются, а суть человеческая – нет.

    8
    378