Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повести и рассказы. Казаки. Набег. Как умирают русские солдаты. Разжалованный. Три смерти. Метель. Утро помещика

Лев Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июня 2024 г.

    Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ

    «Казаки» Толстого – это заметно облегченная вариация «Героя нашего времени» и «Тихий Дон», ужатый до размеров пары-тройки «донских рассказов». Повесть изобилует прелестными описаниями кавказской пасторали, но по сюжету довольно неровная, набросковая – сказываются многочисленные переделки и несостоявшееся превращение в роман. В то же время, вряд ли прав и Тютчев, язвительно написавший о произведении:

    Затею этого рассказа
    Определить мы можем так:
    То грязный русский наш кабак
    Придвинут к высотам Кавказа.

    «Казаки» гораздо глубже – хотя бы потому, что Толстой все это испытал на своей нежной графской шкуре. А чтобы чуть больше проникнуться бытом и нравами гребенских (они же – терские) казаков, к числу коих принадлежали и мои предки по отцовской линии, приведу следующую цитату.

    Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру. Предание, еще до сих пор свежее между казаками, говорит, что царь Иван Грозный приезжал на Терек, вызывал с Гребня к своему лицу ста стариков, дарил им землю по сю сторону реки, увещевал жить в дружбе и обещал не принуждать их ни к подданству, ни к перемене веры. Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там.

    Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски.

    Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением. Казак большую часть времени проводит на кордонах, в походах, на охоте или рыбной ловле. Он почти никогда не работает дома. Пребывание его в станице есть исключение из правила – праздник, и тогда он гуляет. Вино у казаков у всех свое, и пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение которого сочлось бы за отступничество.

    7
    128