Рецензия на книгу
Behind a Mask: or, A Woman's Power
Луиза Мэй Олкотт
Аноним13 июня 2024 г.Многие женщины улыбались ему, но он оставался невозмутим, сдержан и безразличен, он совершенно не осознавал, сколь велика сила женщины, умеющей пользоваться этой силой мужчинам на благо или на погибель.Самое занятное в этой повести - даже не интересный образ главной героини, и не тонкая ирония, пронизывающая весь текст, а время написания произведения в сочетании с его автором.
Луиза Мэй Олкотт прославилась пусть и бойкими, но крайне благонравными и назидательными "Маленькими женщинами" - серией почти автофикшн-романов с явственным религиозным подтекстом, духовным становлением героинь и прочими душеспасительными наставлениями.
В противовес этой тяжелой артиллерии классики, "Под маской" была написана на несколько лет раньше, впервые издана под мужским псевдонимом и по праву относится к жанру "сенсационной прозы" - чисто коммерческим сочинениям, призванным максимально удивить читателя.
Тем не менее, получилось, на мой взгляд, даже любопытнее, ведь тем в книге намешано тоже немало, а легкая форма и заведомый отказ от претензий на всякое глубокомыслие позволили зайти на территории, которые при их освоении на серьезных щах вполне могли бы предстать местом завоевания очередного авторского манифеста.История начинается с того, что в викторианское поместье семейства Ковентри прибывает гувернантка.
Джин Мюир представляется милой и вежливой 19-летней девушкой, к которой обитатели особняка поначалу отнесутся либо с подозрением, либо с аристократическим снобизмом, но которую почти все они со временем оценят и искренне полюбят, а кое-кто даже будет готов ради неё на матримониальные подвиги.
Одна незадача - в конце первой же главы читателю подкинут сенсационное разоблачение. Избавившись от грима и накладных волос-зубов, Джин окажется "угрюмой и изнуренной, потасканной женщиной лет тридцати", бывшей актрисой, которая всё оставшееся время действия будет комментировать (в спектакле такое сопровождалось бы ремаркой "в сторону") собственные неудачи и достижения на пути к поставленной цели.Казалось бы, перед нами простенькая история авантюристки, но выходит она на удивление очаровательной - и вовсе не только благодаря легкому высмеиванию всех и вся, включая популярных героинь и сюжетные повороты романов того времени.
Куда интереснее здесь звучат вплетение "американской мечты" в чисто викторианский антураж (Олкотт ведь была американкой, а не британкой) и сопутствующие деконструкционные мотивы, совершенно не характерные для тогдашней сентиментальной литературы.
Фатализм и предназначение? Здесь у нас верткая дамочка, которая не просто пытается переписать собственную жизнь, а выступает в создаваемой ею истории одновременно протагонистом и антагонистом.
Общепринятое специфичное отношение к представительницам актерской профессии? Джин не только с блеском сыграет множество ролей, но и заставит читателя проникнуться к ней симпатией, несмотря на все свои интригующие подвиги.
Классовые различия? Ох, как же легко их перешагнуть!
Традиционная этика требует определенной концовки? Трижды "ха!", и благодаря нескольким финальным штрихам у вас даже получится смириться с тем, что для всех такое развитие событий будет только лучше, ведь оно помогло каждому из героев раскрыться и понять о себе нечто важное.Собрав в одном флаконе все стандартные черты мелодраматических романов (братское и женское соперничество, компрометирующие письма, невероятные совпадения, железнодорожная катастрофа и пр.) и приправив их необычным для того времени подходом к любви и морали, Олкотт создала неоднозначное, но симпатичное произведение, которое, помимо прочего, отлично иллюстрирует печальную правду жизни - мы все постоянно играем те или иные роли, скрывая собственную глубинную природу от людей, перед которыми стараемся предстать лучше или просто иначе, чем есть на самом деле.
И тот факт, что "Под маской" показала это на примере женщины - вовсе не победа феминизма.
В конце концов, женщинам действительно приходится прятать гораздо больше, а финал, продлевающий необходимость носить накладные волосы на непредсказуемо долгий срок, вряд ли может считаться полным и безоговорочным хеппи-эндом.
Джин, ты, наверное, ведьма. Ведь Шотландия — родина всякой занятной нечисти, которая любит принимать прекрасный человеческий облик и морочить бедных слабаков. Ты из этих коварных красавиц?Приятного вам шелеста страниц!
341,7K