Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним21 ноября 2014 г.
    И после смерти мне не обрести покой,
    Я душу дьяволу продам за ночь с тобой.
    Из мюзикла "Нотр-Дам-де-Пари"

    Текст самого известного хита французского мюзикла "Нотр-Дам-де-Пари" не вполне отражает суть происходящего в романе. Душу дьяволу за ночь с Эсмеральдой был готов отдать один только Клод Фролло. Квазимодо мечтал о девушке, но ни разу даже не покусился на нее. А Фебу вообще было искренне на нее наплевать.

    "Собор Парижской Богоматери" очень отличается от прочитанных мной до этого "Отверженных". В "Соборе" большинство персонажей - это просто схемы и типажи, без раскрытия их каких-либо личностных характеристик. Пожалуй, единственный хорошо расписанный Гюго герой - это Клод Фролло. Еще интересно раскрыты второстепенные персонажи - у Гренгуара короля Людовика XI, который появляется только в одной главе, и у "сестры Гудулы". Все остальные - и Эсмеральда, и Квазимодо, и Феб - описаны очень условно и как личности не особенно интересны. Сюжет романа тоже очень схематичен, интрига сшита белыми нитками, о том, кто чей родственник можно догадаться практически сразу же без лишних подсказок писателя.

    Но, наверное, в этом романе для Гюго были важны не персонажи и не сюжет, а что-то другое. Я бы сказала, что он написал роман о любви - о любви очень-очень разной. О любви матери к дочери - это очень пронзительная глава на последних страницах. О любви эгоистичной - о страсти священника к цыганке, которая в итоге привела обоих к гибели. О любви, напротив, самоотверженной - о любви мужчины к женщине, которая никогда его не полюбит, но который, несмотря на это, готов ради нее на все. О любви как мимолетном порыве - просто о ничего не значащей интрижке в жизни симпатичного молодого человека. О любви слепой- это о Клоде и его младшем брате. Все эти любови очень тесно и причудливо переплетаются в тексте, а главный конфликт, конечно, между чувством Клода Фролло к Эсмеральде и чувством к девушке Квазимодо.

    Вроде бы персонаж Фролло раскрыт гораздо лучше других. Его внутренний мир и чувства открыты для читателя, чтобы читатель, наверное, смог его в чем-то понять. Взаимоотношения Эсмеральды и Квазимодо занимают совсем немного объема, но его вполне достаточно, чтобы перестать понимать столь хорошо уже знакомого нам священника. Контраст играет именно на то, чтобы возвысить самоотверженное и чистое чувство и противопроставить его пагубной страсти. Гюго говорит читателю - когда любишь, надо любить не себя в этом чувстве, а того человека, которого ты любишь. Лично мне Клода Фролло не было жалко ни капли на протяжении всего романа.

    Не могу еще не отметить свойственные Гюго очень большие лирические отступления. Из них можно узнать много любопытных фактов из истории Франции и Парижа. Визитной карточкой является, конечно, глава "Париж с высоты птичьего полета". Мне очень понравился вывод из нее - что город застраивался с течением времени и в итоге потерял свое истинное лицо за многоголосицей стилей. По-моему, это очень актуально и не только для Парижа.

    16
    101