Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним12 июня 2024 г.Здесь вообще всё просто так, кроме денег.
Мне как человеку, работающему в книжной индустрии и знающему ее довольно хорошо, было весьма интересно почитать взгляд человека из американской книжной отрасли и сравнить реалии с нашими. Ребекка Куанг, американская писательница китайского происхождения, опубликовавшая ставшую бестселлером фэнтези-трилогию про опиумные войны и научно-фантастический роман "Вавилон" в этот раз взяла и написала остросоциальный роман о писательской среде, плагиате и катком проехалась по современным проблемам, с которыми сталкиваются авторы: обвинения в культурной аппроприации, погоня за голосами меньшинств, вырождающаяся в "у нас уже есть один китайский автор, которым мы размахиваем как знаменем на палочке и твердим про то, какие мы молодцы и поддерживаем разнообразие", травля в социальных сетях и одиночество творческих людей, которым не к кому обратиться со своими проблемами и чаяниями. Еще в 2016 году об этом пыталась говорить моя любимая Лайонел Шрайвер, за что ее подвергли остракизму, мол, негоже белой тетке выступать адвокатом писательской среды и рассказывать о том, что писатель вообще-то имеет право писать о чем хочет, а уж публиковать это или нет - дело редакции, и у нас свобода слова или где? В отечественном книгоиздании проблема недостаточной репрезентативности решается не тем, что надо искать китайцев, узбеков или французов, которые будут писать на русском, а переводами книг носителей этих самых языков, но в англоязычной среде процент переводов составляет всего лишь 2% от рынка, а все потому что нечего кормить этих самых зарубежных авторов, денежки должны оставаться дома и подпитывать собственную экономику.
Молодая белая писательница средней успешности Джун Хэйуорд (одна опубликованная книга, продавшаяся в количестве меньше двух тысяч экземпляров, и синдром чистого листа) приятельствует с более успешной Афиной Лю, чьи фэнтези-романы раскупаются как горячие пирожки, каждый год она собирает урожай разнообразных премий, а права на экранизацию ее свежего бестселлера купил Нетфликс. Собственно, эту сделку подружки и отмечали сначала в модном баре, а потом на квартире у Афины, когда эта самая Афина подавилась блинчиком и задохнулась. А готовую рукопись ее нового романа, который еще никто не видел, Джун умыкнула с собой и решила опубликовать под своим именем. Здесь, конечно, полное отсутствие логики повествования - обычно агент автора в курсе того, над чем работает его подопечный, сюжет обговаривается еще на этапе замысла, да и поклонникам и журналистам обычно интересно, о чем будет следующий роман популярного автора и писатели обычно не скрывают этого. В нынешних реалиях, когда информационный поток огромен, нужно быть Донной Тартт, чтобы публиковать по роману в десять лет, остальные должны выдавать как минимум по книге в год, чтобы оставаться на слуху, поэтому мне кажется неправдоподобным, что Афина писала роман в стол и никому ничего не говорила.
Казалось бы, то, что белая американка без образования с уклоном в Chinese studies вдруг решила написать книгу про китайский рабочий корпус, принимавший участие на стороне Антанты в Первой мировой войне, уже должно было вызвать подозрения, но у Джун была готова отмазка - она написала роман в честь своей дорогой подруги Афины. Кто там будет проверять степень близости девушек, когда есть железобетонный аргумент - именно с Джун Афина праздновала свою киносделку, и именно она стала свидетелем ее смерти. Автор показывает все этапы работы над книгой - от тщательной редактуры, благодаря которой Джун стала считать себя не плагиатчицей, а как минимум соавтором, до маркетинговых усилий и даже смены имени на обложке во имя лучших продаж. А после того, как книга вышла и Джун проснулась знаменитой, пришла обратная сторона популярности - лютый хейт в соцсетях, троллинг, плохие отзывы, которые она принимала близко к сердцу, обвинения в плагиате, сначала недоказуемые, но разъедающие душу и вселяющие неизбежные мысли о скором разоблачении. Эти муки совести, я считаю, автору удались потрясающе.
Ближе к концу нагнетание, бред преследования и рост подозрительности накалились до предела, и развязка меня впечатлила (признаюсь, я именно на этого персонажа и думала, ну не могло это ружье не выстрелить). В целом очень достойный роман, если кто любит книги о книгах, писателях, творчестве.
571,1K