Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гарольд Храбрый

Борис Финкельштейн

  • Аватар пользователя
    -Nell-12 июня 2024 г.

    «наш мир не лучшее место для открытых и чистых людей...«

    Проблема английского королевства, приведшая к одной из тяжелейших трагедий в его истории, была в том, что оно само было расколото изнутри враждой англов-северян и саксов из южных графств. Их непрестанное противостояние, подпитываемое жаждой власти, завистью и ненавистью, породило раздоры и склоки, приведшие к прямой измене и клятвопреступлению. Если брат пошел на брата, то что уж говорить о спесивых и чванливых танах, блюдущих лишь свой шкурный интерес. Роман обнажает эту взрывоопасную обстановку на истерзанном набегами викингов острове, полыхающим недовольством засилием норманнов, привезенных королём Эдуардом из его ссылки в Нормандии и расставленных на всех ключевых управленческих и военных позициях. Выразителями этого сопротивления стал ближайший помощник и советник Эдуарда Годвин и его сын Гарольд, наследовавший его должность и положение. Годвин фигура спорная, он ведь так и не сумел отмыться от позорного пятна участия в убийстве Альфреда, младшего брата короля. Зато Гарольдом автор откровенно любуется и восхищается, наделяя его самыми лестными эпитетами. А
    нерешительный, растерянный, с трясущимися руками и лишенный какого-то внутреннего стержня мямля Эдуард представлен как язвительная карикатура на короля-самодержца. Автор наделил Гарольда мудростью и недюжинными дипломатическими способностями. Он умело маневрировал между англосаксами и норманнами, разруливая конфликты и тяжбы. В общем он был подарком судьбы для раздираемого противоречиями и враждой английского королевства и его мощь и влияние росли с каждым днем.
    Проблема исторических романов, даже верных исторически, это личная интерпретация автором событий и личностей, особенно значительно отдаленных хронологически от нас и потому бедных свидетельствами и подлинными историческими источниками. Придерживаясь скудных и сухих хроник и летописей тех давних дней, в которых лишь протокольно отражаются казавшиеся их авторам важными и достойными упоминания события и персоны, авторы романов всегда наделяет своих героев чисто субъективными чертами, что совершенно легитимно, коль скоро буйный полет фантазии писателя не противоречит объективным реалиям того периода. Поэтому по большому счету перед нами не настоящие исторические личности, плоть и кровь, а нечто искусственное, плод воображения автора, и мы видим и воспринимаем героя глазами романиста. Иногда это получается очень достойно и правдоподобно, а иногда какой-то китчевый лубок или сплошная чернуха.
    В романе «Гобелен» Кайли Фицпатрик, который я недавно прочитала и впервые окунулась в подробности трагического завоевания Англии нормандцами и судьбой ее последнего англосаксонского короля, Гарольд представлен коварным и лживым, обманом добившимся короны, выдав несуществующее благословение на царство умирающего Эдуарда Исповедника как его последнюю волю. А его брат-предатель Тостиг, правитель Нортумбрии, наоборот выставлен невинной жертвой обстоятельств и алчности и гнусности своего жаждущего власти брата Гарольда.
    Здесь же другая крайность - иногда «народный» король становится ну просто сладким до приторности, романтичным и рыцарственным, просто мечта. Он и нежный, и заботливый, и душевный, и надежный возлюбленный, отец, сын и брат; мудрый и рассудительный, честный и гуманный, справедливый и порядочный, великодушный и благородный, отец солдатам и опора государству, символ доблести и справедливости, пользующийся, возможно заслуженно и по праву, огромной популярностью в народе. В общем иногда кажется, что образ Гарольда это сплошной гламур, глянец и Божья благодать. Хотя, по большому счету, кроме вышеупомянутого романа, до сего дня я нигде не встречала ничего отрицательного о нем. Вильгельм Нормандский же наоборот представлен воплощением агрессивности, ожесточенности и жестокости, полным звериной мощи и несокрушимости. Тяжелая судьба бастарда закалила его сердце и высушила душу. В глазах Гарольда, по словам автора, вообще все норманны были напыщенны и чванливы, по сравнению с милыми его сердцу саксами, простыми и душевными. Есть свидетельства, что Вильгельм был безграмотным солдатом, грубым и жестоким воякой, почитающим лишь охоту и привыкшим жечь и грабить, внушая лишь страх, смакуя свою смертоносную мощь и гордясь ею. Вильгельм Завоеватель в романе - это коварный и высокомерный царедворец, жаждущий силы, власти и короны. Он не был суетливым и не поддавался сиюминутным порывам, наоборот долго обдумывал свои поступки и планы и, приняв решение, шел напролом, идя по трупам. Возможно поэтому он и победил доблестного, но не соответствующего той жестокой эпохе гуманного Гарольда.
    Наверное нашествие норманнов невозможно было предотвратить. Очевидно, что норманофил Эдуард, в прошлом обещал корону Англии близкому его сердцу герцогу Нормандии. Но если бы не фатальная ошибка Гарольда, возможно, что англосаксы могли бы выиграть время и более основательно подготовиться к встрече захватчиков. Автор дает свою версию произошедшего и с большим сочувствием описывает весьма ожидаемое от этого великодушного человека стремление вызволить из нормандского плена своего младшего брата, приведшее к таким страшным последствиям. Будучи человеком чести и слова, Гарольд вынужденно дал обещание всячески способствовать Вильгельму в его притязаниях на английскую корону, по принуждению и под давлением хитроумного и лукавого герцога положив руку на замаскированный под гобеленом ковчег со святыми мощами. Это -то обстоятельство в соответствии с канонами того времени и превратило его обещание в торжественную и священную клятву, а его последующую коронацию и принятие трона Помазанника Божьего позволило считать чудовищным и безбожным узурпаторством и актом государственной измены. Именно поэтому на успех захвата Вильгельмом Англии безусловно повлияла и поддержка и благословение Святого Престола. Естественно, что не за просто так. Знаменателен диалог между герцогом и отцом Гильдебрандтом, будущим Папой Григорием VII, факт сам по себе очень знаковый :
    «- И ты полагаешь, Господу будут угодны наши деяния? - криво усмехнулся Вильгельм. - Разве этому учит Святое Писание, кое ты проповедуешь?

    • Оно писано для простых смертных, - пожал плечами настоятель. - Вы же правитель народа. А всякая власть от Бога. Так что смело делайте своё дело, а я буду замаливать ваши грехи.

    -Хорошо. Отправляй посольство к Папе, - распорядился Вильгельм. - Мы посулим ему щедрые бенефиции. «
    Таким образом со всех амвонов и кафедр будет вещаться, что вероломно захватывая чужое суверенное государство, герцог отстаивает интересы церкви и желает восстановить справедливость. А обещание, что в случае успеха Рим будет ежегодно получать весьма крупные суммы, окончательно убедит Папу поддержать это богоугодное предприятие и придать ему духовный и священный характер. Осенённый папским благословением и под знаменем Святого Петра, Вильгельм станет во главе крестового похода против чересчур независимого английского короля, поддерживаемого своим народом. Не из страха, а из преданности и уважения. Вновь лицемерная, продажная и алчная Церковь предстает во всем своем отталкивающем двуличии. А Гарольд до последнего своего вздоха остается рыцарем без страха и упрека. Были и будут ли еще такие короли?
    Нет смысла анализировать правильность тактических и стратегических решений Гарольда, как их описывает автор, в итоге приведших к страшному поражению и его гибели. Возможно они и были оптимальными и единственно возможными в этой трагической ситуации. Казна, доставшаяся ему после Эдуарда, растратившего ее на храмы и подношения Церкви, была пуста, народ был измучен и, находясь так долго вдали от своих полей и пашен, был обречен.
    Одной из сюжетных линий книги является практически невозможная в тот период, на мой непросвещенный взгляд, история дружбы воинственного и грозного великана-сакса и щуплого философа-еврея, звездочета и мечтателя, объединенных верностью и любовью к достойному королю Гарольду и перенесших их на его не менее достойную дочь Гиту. Несколько искусственная и надуманная ситуация, но симпатичная и душевная.
    Книга интересная по своей задумке и в основном придерживается исторической правды, насколько она отражена в исторических источниках, но достаточно неоднородна стилистически, несколько хаотична и часто сбивается на простое перечисление фактов и очень общие, довольно банальные и лишенные оригинальности «описания природы». Как, наверное было принято в те времена, люди всегда обращались к гадалкам, колдунам, астрологам и звездочетам, полностью полагаясь на их прогнозы и предсказания. Не обошлось без этого и здесь. Дело в том, что по ходу сюжета и зная историю, легко предсказывать. Все как-то очень складно получается и диву даешься , насколько все были проницательны, умея читать по звездам. Таинственный друид по полету кометы даже практически точно предсказал развитие событий, их действующих лиц и даже дату - ровно через пять месяцев. Ну надо же.
    Роман охватывает относительно небольшой промежуток времени, поэтому повествование очень медленное, подробное, со множеством деталей и всякими отступлениями. Поэтому действие зачастую лишено динамики и не захватывает, а превращается в некое невнятное бормотание. А в речи почти ветхозаветного Соломона проскакивают таки неповторимые одесские интонации. И заключительная часть книги превратилась в сахаринное и умиленное описание древней Руси с кокошниками и обниманием березок.
    Несмотря на все недостатки, связанные с отсутствием опыта у автора, дебют получился все же достойным.
    Конец книги овеян грустью матери, провожающей сына, будущего великого князя Киевского, в поход на врага. Но мне бы хотелось вернуться к более трагической ноте, прозвучавшей по сюжету чуть раньше - во время паломничества дочери Гарольда в Иерусалим, там она увидела развалины Храма, разрушенного дважды и теперь уже безвозвратно превращенного в мечеть. По иудаизму только когда на Святую Землю придет Мессия, вновь возможно будет восстановить Храм.
    «- И теперь вы ждёте, когда воспарит трет
    • И тогда на земле воцарятся мир и любовь.
    • Верно, это будет не скоро, - вздохнула принцесса, опуская голову.
    • Да, моя госпожа, - согласился собеседник. - Очень не скоро.»
    ро.»

  • Человечество ожидает этого события уже почти две тысячи лет, но несмотря на все технологические новшества, облегчающие жизнь, мир становится все более несчастным, все более злобным,непримиримым и жестоким и им правит ненависть, а не любовь. И в этом величайшая и, возможно, неразрешимая трагедия человечества.

8
160