Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Оскар и Розовая Дама и другие истории

Эрик-Эмманюэль Шмитт

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июня 2024 г.

    "Жить можно и без религии. – Без религии – можно, но без духовности – нет. "

    Сборник состоит из пяти повестей, повествование в четырех из них ведётся от имени детей.

    В первой повести "Оскар и Розовая Дама" от лица десятилетнего мальчика Оскара, умирающего от рака. Он пишет письма Богу, в которых рассказывает о больнице и врачах, о друзьях, о Розовой Даме, которая помогла ему прожить последние дни без страха, с интересом, ценя каждый день жизни. Это размышление о жизни и смерти, наблюдения за свойствами, присущими каждому десятилетию жизни мужчины: в подростковом возрасте гуляют гормоны, в среднем возрасте - бес в ребро, в старости - оцениваешь жизнь совсем иначе, начинаешь ценить каждое мгновение.
    Повесть написана легким слогом, без излишнего драматизма. Она более похожа на описание целой человеческой жизни, прошедшей за 12 дней. Чтоб раскрыть её течение за такой короткий срок, автор использовал такой приём - рассказать её на примере умирающего ребёнка, но избегнуть лишнего трагизма, поскольку ситуация вполне реальная, жизненная.

    Вторая повесть "Мсье Ибрагим и цветы Корана" рассказывает о мальчике, который лишён родительской любви. Посещение борделя ребенком - не самая приятная тема, но она понятна в контексте повести - мальчик не просто хочет стать мужчиной, это ещё и вызов, тайный протест против отца и желание получить толику любви. Не смотря на достаточно тяжёлые обстоятельства, описываемые в книге, она пронизана теплом благодаря интересному персонажу - арабу Ибрагиму, который вовсе не является арабом) Он принял еврейского мальчика таким, какой он есть. Принял и полюбил. Он поделился с ним своей мудростью и теплом своего сердца.

    Третья повесть "Дети Ноя" - милая, грустная, забавная и одновременно страшная, поскольку рассказывает она о горе и боли целого народа. Вторая мировая война, Бельгия, гестапо устроила облаву на евреев. Супружеской паре пришлось отдать своего семилетнего сына Жозефа чужим людям ради спасения его жизни. История местами очень трогательная, местами смешная, но за этим кроется ужас и страх, среди которых пришлось жить людям в то время, за улыбкой скрывается слёзы и ком в горле. Книга о самоотверженности и мужестве обычных на первый взгляд людей - аптекарши по прозвищу Чёрт-побери, грубой и некрасивой женщины, спасающей еврейских детей, графа и графини Сюлли, католического священника, который не считал спасение детей самоотверженным деянием - "он всего-навсего выполнял свой долг, прислушиваясь к велению собственного сердца."
    В книге много размышлений о боге, о религии, о человечности, о самоидентичности целого народа, его ценностей и важности сохранения традиций.
    Поразил финал повести - еврейский народ, претерпевший столько бед, подвергшийся массовому уничтожению, сам погряз в ненависти и войне. Когда-то святой отец Понс собирал коллекции культурных достояний народов, которым грозило уничтожение. Теперь главный герой взял с собой еврейскую ермолку и палестинский головной платок - он сам начал собирать коллекцию.

    Повесть "Борец сумо, который никак не мог потолстеть" - рассказ ведётся от лица японского подростка, которому прохожий старик постоянно говорил, что видит в нём толстяка. И снова история о ребенке, который чувствовал себя обделённым родительской любовью. Благодаря старику он оказался в школе борцов сумо, многое понял, многому научился. "...толстяк – это не тот, кто победил других, а тот, кто победил себя самого; это лучшее во мне, то, к чему я стремлюсь, что ведет меня и вдохновляет." В этой повести также затрагивается тема религии. Автор рассматривает ее в широком смысле, не призывая к какой-либо конкретной конфессии - для него это вопрос духовности, духовного роста, а не набор обязательных ритуалов.

    Последняя повесть "Десять детей, которых никогда не было у госпожи Минг", повествование в ней ведётся от лица мужчины. Он знакомится в Китае с необычной женщиной и через беседы с ней познает китайскую культуру, их дух, культурную память. Это рассказ о истине, о её значении в жизни человека, о её значимости и важности. "... поклонники истины оказываются варварами, а деликатность превосходит искренность. Для сплоченности и общности безмятежность и понимание оказываются важнее правды." В этом небольшом произведении затронуты горькие для китайской истории моменты - террор во время культурной революции, закон об одном ребенке в семье. А встреча героя с необычным человеком, как и в других историях этого сборника, принесла свои плоды, оказав благотворное воздействие на представителя более молодого поколения.

    6
    82