Рецензия на книгу
Spring
Ali Smith
ocami10 июня 2024 г.Дверь, распахнутая в почву
Ну и… если бы мы были временами года, я бы следовала за вами.
Ты была бы моим концом, – сказала Брит. – Ты бы меня приканчивала.
Нет, я бы существовала благодаря вам, – сказала девочка, которая сейчас крепко спала, прижавшись в ней.Героиня, то ли реальная, то ли дух, невидимая сила, призванная остановить зиму, разбудить людей в форме, действующих по инструкции, очеловечить людей-машин, работающих в центрах приёма беженцев, в которых жестокость и равнодушие настолько обыденны, что охранники их не замечают (не-норма, ставшая нормой).
Девчонка похожа на персонажа легенды или рассказа – такого рассказа, в котором, с одной стороны, совсем не говорится о реальной жизни, а с другой – только так и можно по-настоящему понять хоть что-то в реальной жизни.
Она заставляет людей вести себя так, как надо, или так, как они живут в другом, лучшем мире.
"Перестань осуждать людей".
Она… какое бы слово подобрать?
Еще одно старинное слово из прошлого и из песен, которое больше никто не употребляет в реальной жизни.
Она – добрая.Это один из ключевых конфликтов книги, противостояние Британии и Флоренс, цветущей весны. Удастся ли крокусу растопить снег вокруг себя? Изменится ли охранница центра после короткого путешествия в компании девочки, водительницы фургона и режиссёра?
В этой линии много о правах и бесправии, о борьбе ненависти с состраданием. Мне особенно понравился скетч (не нахожу сейчас лучшего слова) о традиции жертвоприношения девы ради прихода весны (начало третьей главы, сохранила в цитаты).
История режиссёра – вторая линия повествования. Она о творческом и личностном кризисе, одиночестве и проживании потери творческим способом (который мне кажется действеннее современно-психотерапевтического). В этой линии много мыслей об искусстве и о смVрти.
Мне понравилось, как и всегда. Заинтригована тем, какой будет четвёртая, завершающая часть цикла.
4191