Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Spring

Ali Smith

  • Аватар пользователя
    ocami10 июня 2024 г.

    Дверь, распахнутая в почву

    Ну и… если бы мы были временами года, я бы следовала за вами.
    Ты была бы моим концом, – сказала Брит. – Ты бы меня приканчивала.
    Нет, я бы существовала благодаря вам, – сказала девочка, которая сейчас крепко спала, прижавшись в ней.

    Героиня, то ли реальная, то ли дух, невидимая сила, призванная остановить зиму, разбудить людей в форме, действующих по инструкции, очеловечить людей-машин, работающих в центрах приёма беженцев, в которых жестокость и равнодушие настолько обыденны, что охранники их не замечают (не-норма, ставшая нормой).


    Девчонка похожа на персонажа легенды или рассказа – такого рассказа, в котором, с одной стороны, совсем не говорится о реальной жизни, а с другой – только так и можно по-настоящему понять хоть что-то в реальной жизни.
    Она заставляет людей вести себя так, как надо, или так, как они живут в другом, лучшем мире.
    "Перестань осуждать людей".
    Она… какое бы слово подобрать?
    Еще одно старинное слово из прошлого и из песен, которое больше никто не употребляет в реальной жизни.
    Она – добрая.

    Это один из ключевых конфликтов книги, противостояние Британии и Флоренс, цветущей весны. Удастся ли крокусу растопить снег вокруг себя? Изменится ли охранница центра после короткого путешествия в компании девочки, водительницы фургона и режиссёра?

    В этой линии много о правах и бесправии, о борьбе ненависти с состраданием. Мне особенно понравился скетч (не нахожу сейчас лучшего слова) о традиции жертвоприношения девы ради прихода весны (начало третьей главы, сохранила в цитаты).

    История режиссёра – вторая линия повествования. Она о творческом и личностном кризисе, одиночестве и проживании потери творческим способом (который мне кажется действеннее современно-психотерапевтического). В этой линии много мыслей об искусстве и о смVрти.

    Мне понравилось, как и всегда. Заинтригована тем, какой будет четвёртая, завершающая часть цикла.

    4
    191