Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним18 ноября 2014 г.Все-таки это удивительно, как с течением времени меняются вкусы, приоритеты да и в целом восприятие жизни.
Этот роман Ремарка я уже, как оказалось, читала ранее, но этот факт совершенно выпал из памяти. Собственно, вспомнила об этом благодаря одному из персонажей книги - русскому с овчаркой. Удивительно, что мне совершенно не запомнились перипетии сюжета и главные герои, а запомнилось имя Борис и санаторий в горах. После прочтения книги во второй раз, вспомнилось и первоначальное впечатление - книга не очень понравилась. Во второй заход - та же история, несмотря на то, что Ремарка я причисляю к одному из моих любимых авторов.Возможно, проблема в переводе. Но все диалоги героев, их мысли от первого лица мне показались весьма надуманными, необоснованно пафосными и неестественными (пожалуй, схожее впечатление от диалогов в "Прощай, оружие!" Хемингуэйя, с той лишь разницей, что у Ремарка они чуть меньше раздражали и не вызывали стойкого отвращения). Если честно, я подумала, что "Жизнь взаймы" - ранний этап творчества автора (взять, к примеру, "Приют грез" или "Гэм" - это ж почти не возможно серьезно читать). Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что данный роман был написан позднее "Искры жизни" и "Черного обелиска", книг, которые меня потрясли, которые я считаю венцом творения Ремарка!
Вообще, "туберкулезный" период творчества автора мне не очень близок. Слишком много повторений из книги в книгу. Но я понимаю, что болезнь жены на Ремарка произвела неизгладимое впечатление, и по-видимому, оставила шрам на всю жизнь.
Однако реализация темы (идея-то ясна и понятна) меня не тронула, не впечатлила. И отношение Лилиан (главной героини романа) к жизни, к окружающим людям и событиям мне совершенно не понятно. И тут два варианта: либо автор очень сочувствовал своей героине, вознося ее на пьедистал, либо наоборот осуждал, поэтому и наказал ее за черствость в финале. Не знаю, что думал по этому поводу Ремарк, а я испытывала чуть ли не злорадство, когда планы Лилиан были нарушены судьбой, злым роком, росчерком пера. Цинизм героини меня поразил и оттолкнул от нее. Для меня она отрицательный персонаж. А может, это от скрытого чувства зависти к героине. Казалось бы, чему можно завидовать, ведь Лилиан тяжело и неизлечимо больна? Но свой срок, отпущенный в этом мире, она проживает, прожигает настолько беззаботно и легко, что это вызывает зависть. Ее любят все, она ничем не жертвует, ее ничто не держит, у нее нет ответственности ни за себя, ни за других. Она свободна. И пусть Ремарк вкладывает в уста своей героини фразу о том, что она бы предпочла нищенствовать, но жить долго, в это не очень-то верится. Что умеет Лилиан? Что она знает? Как вести праздную жизнь, у кого покупать красивые платья, в каком ресторане поужинать, что выпить. Героиня романа осуждает всех и каждого, как неправильно они живут, как слепо тратят драгоценное время, у них неправильные жизненные ориентиры. А у Лилиан что? Да все то же самое, только она знает, что скоро умрет и поэтому имеет полное право всех судить. Она делает больно людям, которых якобы любит, оправдывая себя тем, что ей недолго осталось. И несчастному Клэрфэ она оказывает даже в мечтах на семейное счастье, потому что он, видите ли, хочет ее привязать и поселить в загородном доме. О, мещанство! О, пороки! Я бы тоже мечтала жить в вечной праздности, но я не смогу так жить. И от этого грустно...
Испытав легкое разочарование от прочитанного, я все же помню, впечатления от других произведений Ремарка. Какая атмосферность, какие замечательные мысли присутствуют в его книгах. Поэтому предпочитаю думать, что "Жизнь взаймы" просто не очень удачное творение. Что ж, с каждым бывает. Не может быть ведь все одинаково хорошо.
1494