Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трилогия о Сноупсах в одном томе

Уильям Фолкнер

  • Аватар пользователя
    Аноним18 ноября 2014 г.
    — Стоит избавиться от одного Сноупса, как тут же за вашей спиной вырастает другой, и оглянуться не успеешь.
    — Это верно, — сказал Рэтлиф безмятежным голосом. — Посмотришь, и сразу видать — ничего особенного, просто новый Сноупс завелся, и все.

    Деревушка. И в ней то ли по воле рока, то ли судьбы, то ли случая появляется Флем Сноупс. Хитер, изворотлив, к деньгам интерес немалый имеет, да и талант простаков от лишних денег избавлять. Покуда есть на свете простаки... И не тем он плох, что деньги у людей выманивает, а тем плох, что пришлый, чужой, что до того иногда додумывается, чего свои не могут. А с чужого и спрос другой, и разговоров о нем больше. Человек, жертвующий всем, чтобы нажить деньги: чувствами, привязанностью, друзьями, семьей, понявший, "что и у него ничего нет за душой и ничего не будет, кроме того, что он сам отвоюет себе у времени и судьбы, и для этого у него никогда не будет другого оружия, кроме денег".
    Крутится клубочек истории, нанизывает автор слово на слово, поворот за поворотом. Сложно читать его, как запутанную леску распутывать: где какой узелок пропустишь, не за тот кончик потянешь -- и леска еще более запутывается. Тут, как и при лески разматывании, усидчивость нужна да терпение. Глядишь, и приноровишься. Автор пишет как кистью картину рисует: тут тронет, там поправит, ерунда вроде бы... А отойдешь чуток -- картина и появляется. Так и чувствуешь под ногами горячую, нагретую солнцем пыль дороги, жар огня, невольно пригибаешься, спасаясь от перепуганного жеребца. И чувствуешь жаркое дыхание и удар собаки, норовящей перегрызть тебе горло. А вот река появляется. Странно по ней идти: вроде бы как дорога, а ступаешь -- и проваливается...
    И вот еще что: вроде бы ты и составил мнение о персонажах, ярлычки-наклейки прикрепил, а автор так историю повернет, что сидишь и в поспешности себя упрекаешь, о полутонах вспоминаешь.
    В "Деревушке" звучит голос Рэтлифа, он нам рассказывает о том, что есть, что было и что будет. Мотает его по свету, всего он насмотрится, а потом уж и репутация требует все обо всем знать и на все свое мнение иметь. «А я, знаете, этот, как его… да, оптимист… И, как всякий настоящий оптимист, я не жду, что случится самое худшее. Однако, как всякий уважающий себя оптимист, я люблю сам проверить — а вдруг оно все-таки случилось?» Тут впервые появляется Минк Сноупс, «маленький человечек…щуплый, невзрачный, безобидный с виду, как ребенок, но смертельно опасный, как мелкая змея — вроде молодой гадюки, кобры или медянки».
    Сноупсы -- люди разные, да и способности у них разные. Кто по первости малым довольствуется да на большое заглядывается, кто говорлив не в меру, прибаутки из него так и сыплются, настолько перевранные и перекрученные, что понять его дело едва ли возможное. А вы деньги у него попросите -- сноупсовская хитрость и появится:


    — А с какой стати мне это доброе имя должно влететь в пятнадцать долларов, а тебе — всего в один доллар восемьдесят центов?
    — Честь Сноупсов — вот что всего дороже. Можешь ты это понять? До сих пор на ней не было ни единого пятнышка. Ее надо хранить чистой, как мраморный памятник, чтобы твои дети могли носить нашу фамилию не краснея.
    — Но все же я никак не пойму, почему я должен заплатить пятнадцать долларов, а ты всего только…
    — Потому что у тебя четверо детей. Ты сам — пятый. А пятью три — пятнадцать.
    — Но у меня пока только трое, — сказал Эк.
    — А я что говорю? Пятью три! Если бы у тебя родился еще один, то было бы четыре, а пятью четыре — двадцать, и мне вообще не пришлось бы ничего платить.

    А вот Сноупс на кузнечном деле подвизается, да не ладится у него, не проворится. Люди знающие говорят: к Сноупсам он касательство имеет малое, ухватки у него больно уж не сноупсовские. А вот Сноупс и вовсе дурачок, соображения малого. А вот тот Сноупс дурачка этого для своих надобностей приспособил. Великое разнообразие Сноупсов.
    Город. Тут уже есть многозвучие. Звучит голос не только Рэтлифа, но и Чарльза Малисона, и Гэвина Стивенса, один у другого канву истории подхватывающих и свое видение в нее вплетающих. И снова Сноупсы. Тесновато Флему в деревушке стало, под конец даже на такую известную хитрость пустился, что люди поумнее (Рэтлиф, к примеру), могли бы и догадаться. А не догадались -- им же хуже. Город. Новый масштаб. Новые возможности. А цели -- все те же. Подрастает новое поколение Сноупсов, кто-то уезжает, кто-то гибнет, кого-то выживают из города.
    Казалось бы, характеры знакомые и особых неожиданностей не ждешь. Казалось бы, все то же, что и ранее, только с большим размахом, изворотливостью, хитростью. И да, и нет. На первый план в "Городке" выходят не мужчины-Сноупсы, а Юла и Линда Сноупс. И Гэвин, защищающий "своею кровью тот закон, что чистоту и добродетель женщины надо защищать, независимо от того, существуют они или нет."
    Особняк. Тут уже звучат не сколько голоса, сколько истории… Минк, Рэтлиф, Кларенс, Чик (вот кто под конец стал меня раздражать своим бесконечным пережевыванием одного и того же), Гэвин, Линда и Флем. И тут у меня больший интерес вызвали не их истории, а история преображения, роста самого города, изменений в мироощущении людей. Сюда возвращается Линда Сноупс, уже не та миленькая девочка, знакомая нам по «Городу», а сильная энергичная женщина, думающая «о надежде, о светлом будущем, о мечте: навеки освободить человека от трагедии его жизни, навсегда избавить его от болезней, от голода и несправедливости, создать человеческие условия существования». И действующая соответственно. Хотя, признаться, мне более близки слова о ней Рэтлифа: "Она опасна".
    В «Городе» и «Особняке» меняется авторская манера повествования, она становится одновременно и более простой для восприятия, и в тоже время немного суховато-скучной. Это как рассматривая работы импрессионистов, насыщенные цветом, воздухом, своеобразным ритмом, неожиданно увидеть монохромный рисунок. Да, он по-своему хорош, он может захватывать дух, но чего-то все же не хватает.
    И при всем многозвучии-многоголосии книги я, особенно под конец, стала ловить себя на мысли, что одного голоса в ней не хватает. Голоса самого Флема Сноупса.
    Я знала, чем дело кончится, мне рассказали. Но все равно, читая, не раз ловила себя на мысли: может, все будет иначе, может, история пойдет по-другому. И уже известная мне развязка была одновременно и неожиданной, и шокирующей.

    7
    33