Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маска времени

Мариус Габриэль

  • Аватар пользователя
    Аноним18 ноября 2014 г.

    До чего же иногда бывает приятно прочитать что-нибудь простое, почти классическое, написанное спокойным старомодным слогом, с соблюдением всех правил сюжетосложения! «Маска времени» оказалась для меня как раз таким романом. Думаю, он совершенно не зря был позиционирован как «мировой бестселлер» в конце девяностных: всё в нём «по-бестселлерски» аккуратно и добротно, всё продумано и изложено без излишнего надрыва и дилетантства, столь свойственного современной «эпической» прозе, так что даже немного скомканный и слегка гротескный конец не меняет общего впечатления.

    Пожалуй, такие книги надо время от времени извлекать из пыли десятилетий и читать, чтобы вспомнить, какие темы составляли читательский мэйнстрим девяностных. Прежде всего, это вечные темы любви, семьи, отцов и детей. Здесь они составляют общий повествовательный фон и написаны достойно и как-то непривычно скромно, почти целомудренно. Сейчас бы об этом написали иначе – острей, зрелищней, публицистичней, намного истеричней, демонстративней и... «винтажней». Второй круг тем - это ни для какой эпохи и ни для какого общества однозначно не разрешимые вопросы жизни и смерти, преданности и предательства, личной ответственности, долга и свободы, преступления и меры возмездия за него. Писать об этом - всегда беспроигрышный вариант для любой «читабельной» литературы всех времён и народов. Не скажу, что этому посвящены самые потрясающие страницы книги, но они в контексте повествования оказались вполне уместными и органичными, а потому, наверное, и трогают, заставляя реально сопереживать отдельным эпизодам.

    Общая канва книги представлена темой войны, лагерей, холокоста и их многозначным и эмоционально резонансным последствиям в жизни нескольких поколений людей – у всего этого такое долгое и гулкое эхо, что сердце и сейчас отзывается на него тревожными перебоями. Тема Кандиды – почти архетипичная (хотя чем-то напомнила «Мандолину капитана Корелли» Луи де Берньера), но даже в ней автор предусмотрел неожиданный поворот, когда находится её дневник, задающий новое направление сюжету. Кроме того, это ещё и краем затронутая тема распада СССР, сторонний взгляд на ту сумятицу, политическое ханжество и «высокоэшелонный» беспредел, которые царили на постсоветском «транзитивном пространстве». Обо всём этом в романе говорится прямолинейно, угрюмо-повседневно, и, конечно, не может претендовать на какое-то значимое историческое свидетельство, но нет и излишней пристрастности и скрытых издёвок, которые обычно слегка задевают наше великодержавное чувство «Мы».

    Мне кажется, что книги, подобные этой, похожи на удачных случайных попутчиков, которых у каждого в жизни бывает много: встретились, не без любопытства пообщались и... разошлись в разные стороны, больше никогда не вспоминая друг о друге. Она – вовсе не событие в жизни, и вряд ли её когда-то захочется перечитать, но для одного задумчивого раза вполне подходит.

    Книга прочитана в рамках акции "Спаси книгу - напиши рецензию" (тур 29).

    13
    489