Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Mist of Prophecies

Стивен Сэйлор

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июня 2024 г.

    "Тайная история Рима или история римских тайн, увиденная глазами Гордиана."

    Стивен Сейлор, автор романов о Древнем Риме, объединенных серией «Roma Sub Rosa» и главным героем – римским гражданином Гордианом Сыщиком, глазами которого он показывает читателям историю падения Римской Республики.

    На страницах двух предыдущих романов в Италии бушует гражданская война между Юлием Цезарем и Помпеем Великим. В «Рубиконе» Гордиан, спасая своего зятя Давуса от, как бы сейчас сказали, «принудительной мобилизации» побывает в осажденном Цезарем Брундизии, где по приказу Помпея будет разыскивать убийцу его племянника. И результат этого расследования Помпею настолько не понравится, что от смерти Сыщика спасет не иначе, как вмешательство богов, явно, по словам самого Гордиана, любящих следить за его расследованиями и поэтому каждый раз отводящих от него руку смерти. Гордиан в столкновении с разъяренным Помпеем чудом выжил и приобрел себе смертельного врага. В следующем романе наш главный герой, разыскивая своего пропавшего сына Мето, надолго застрянет в осажденном Марсилии, где его мировоззрению, и так пошатнувшемуся в ходе этой убийственной гражданской войны, будет нанесен еще один удар.

    В «Тумане пророчеств» автор, по его собственным словам, захотел «вернуться в сам город Рим и посмотреть, чем занимались женщины, пока их мужья и братья сражались на поле боя. Как и следовало ожидать, женщины были по уши в интригах и заговорах, как и мужчины.»
    Здесь, также по словам самого автора, Гордиан переживет «кризис среднего возраста» и, в погоне за ушедшей молодостью не сможет устоять перед любовью к молодой девушке по имени Кассандра, которая бродит по улицам и площадям Рима, временами, как и ее греческая тезка, одержимая пророческими видениями.

    Книга начинается с того, что к Гордиану на рынке подходит прекрасная провидица Кассандра, что-то шепчет про яд и умирает у него на руках. Поскольку никто не востребовал тело, Гордиан устраивает все необходимые для похорон процедуры как в своем доме, так и на Некрополе, где по римским обычаям сжигают мертвых. И в то время, как тело пророчицы пылает на погребальном костре, он обнаруживает, что кроме его семьи, вокруг костра уже расположились семь носилок, на которых передвигаются по городу знатные римлянки. Весь цвет знатных римских матрон,


    семь самых богатых, самых влиятельных и самых выдающихся женщин Рима пришли, чтобы увидеть сожжение Кассандры. Они не присоединились к публичной похоронной процессии, но вот они были здесь: каждая женщина сидела на носилках, окруженная собственной свитой родственников, телохранителей и носильщиков, причем ни одна из них не замечала присутствия кого-либо из остальных, все соблюдали расстояние от нас и друг от друга, каждая пристально смотрела прямо перед собой на погребальный костер. Это были

    Теренция, жена Марка Туллия Цицерона с дочерью Туллией и сестрой Фабией, хорошо знакомые Гордиану;
    Антония, жена и двоюродная сестра Марка Антония, правой руки Цезаря;
    Киферис, актриса из Александрии, любовница Марка Антония, чье присутствие было тем более странным из-за присутствия Антонии;
    Фульвия вместе с матерью Семпронией, вдова Клодия Пульхра, успевшая вновь выйти замуж за молодого сподвижника Цезаря Гая Куриона и вторично овдоветь;
    Фауста, распутная дочь диктатора Суллы, всё еще номинальная супруга изгнанного из Рима подстрекателя римского плебса Милона, по слухам убившего на Аппиевой дороге своего политического соперника Клодия Пульхра, с чего, по общему мнению, и начался закат Республики;
    Кальпурния, жена Юлия Цезаря, после отъезда из Рима к Цезарю Марка Антония по мнению многих фактическая правительница города и
    Клодия — красивая, загадочная Клодия, когда-то самая опасная женщина в Риме, а теперь почти забытая, скрывающаяся инкогнито среди носилок других женщин сестра убитого Клодия Пульхра и единственная, теперь уже кроме Кассандры, женщина, заставившая дрогнуть сердце Гордиана.

    Гордиан, впавший в тяжелую депрессию после смерти своей возлюбленной, не замечает творящегося в собственном доме беспорядка, забывает о затянувшейся болезни Бетесды, подозрительно совпавшей по времени с его любовным увлечением, уверенный, что никто из домашних не знает его тайны. Наконец, по совету своей мудрой и обо многом догадывающейся дочери, решает преодолевать свою скорбь единственно доступным ему способом – заняться поисками убийцы Кассандры. И сделать всё, чтобы преступник был наказан.

    Он начинает с обхода римских матрон, присутствующих на похоронах Кассандры – что-то ведь заставило их прийти на Некрополь и проститься с ней. Одновременно он еще раз день за днем мысленно проживает то короткое время их любви, которое им отпустили боги.

    Пока длился их роман, Гордиан в любовном опьянении даже не пытался узнать, кто такая Кассандра, как она попала в Рим и была ли она действительно одержима Апполоном, как тогда называли пророчиц, или это была искусная игра на публику с неясными целями. Сейчас же пришло время открытий, и знатные женщины Рима должны ему в этом помочь. Они все имели какое-то отношение к судьбе Кассандры, а возможно и к ее смерти, связанной, как выяснится в дальнейшем, с судьбой самого Рима.

    Выяснив, к своему удивлению, что некоторые из них и сами собирались говорить с ним и даже нанять его для расследования смерти девушки, он шаг за шагом пройдет за Кассандрой ее римский путь до самой гибели, узнает для себя много нового, что несколько ослабит его скорбь. Раскрыв это преступление, он будет присутствовать при развязке, освободится от «тумана пророчеств» и, вернувшись к домашним делам, наконец обеспокоится серьезной болезнью жены, уже не дающей надежды на скорое выздоровление.

    Бетесда попросит его отвести ее в Египет, где, по ее словам, она обязательно выздоровеет, омывшись водами священного Нила. А значит, следующий роман серии перенесет Гордиана в Александрию Египетскую, как раз в то время, когда туда прибудет Юлий Цезарь для своей судьбоносной первой встречи с Клеопатрой.

    50
    137