Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Interisti18 ноября 2014 г.

    Необычайно трудно писать о своих любимых книгах, особенно о такой яркой и самобытной как МиМ. Я часто задаюсь вопросом: почему именно она, почему именно так? Это та книга, ради которой можно предать всю остальную литературу, все сжечь, кроме неё. Сколько уроков мы посвятили ей, сколько раз обсуждали её вне стен учебных заведений? Годы шли, я перечитывал её снова и снова, и каждый раз, каждый чёртов раз я открывал для себя всё новые и новые тончайшие нити повествования.

    Самой большой проблемой было идентифицировать главного героя, кто же он – Воланд? Иешуа? Бездомный? За множество прочтений у меня сложился другой ответ: Москва. Булгаков удивительно точно описывает столицу, её жителей, она дышит и существует отдельно от тёмных и светлых сил. Она жива, она будет и когда не станет СССР и Тёмных и Светлых сил. Не как город, может быть, как энергетическая сила, накопленная, намоленная, если хотите веками.

    А есть ли там вообще эти самые тёмные силы? Булгаков отвечает что нет, если это тёмные силы, то кто же тогда мы с вами? Подобно многим учёным-психологам своего времени он поднимает тему первопричинности зла: человек изначально добр, и только общество делает его злее и жёстче, или же наоборот, он рождается диким и необузданным зверем, который в процессе социализации становится более-менее положительным персонажем? И, видимо, прочтения могут быть разными, отвечает самому себе, что жизнь-то человека портит. Сначала он добр, чист, если хотите. А вот квартирный вопрос и иже с ним губят его бессмертную душу, дробят её в погоне за удовольствиями и благами.

    А что же сами герои? Первым делом Булгаков, смеясь, убирает Мишу Берлиоза. Смеясь, потому, что Миша (да-да, выведенный самим же Булгаковым персонаж, да) думал, что он хоть что-то знает о жизни. Ничего он не знает о ней. «Жизнь, жертва... Что вы знаете о жизни и о жертвах?», как вспоминается из одного прекрасного фильма. Никто из нас не имеет даже малейшей толики понимания этого непостижимого процесса.
    Поэт Бездомный, видимо, был честным малым, плохим поэтом и не самым важным героем книги. Его роль очень мала, она скорее социальная (отражает собирательный образ и является примером общественного стереотипа). Отрадно хотя бы то, что он больше не писал стихов.

    Мастер. Быть Мастером – значит быть никем при жизни. Это тот самый Дар, который всегда несёт за собой горечь одиночества и непонимания. В какой-то степени Мастером был и прокуратор Иудеи. Только в другом ракурсе: если московский писатель охватил руками пространство и время, то Понтий Пилат достиг небывалых высот в отведённой ему области. Ему «посчастливилось» оказаться единственным человеком, ответственным за смерть Иешуа. Религиозные деятели, политические соперники имели влияние, давили, но подпись-то кровавая его, Пилата, только его. Крайне похожие персонажи.

    Маргарита. Вот это женщина. Никогда не ценил и не принимал образ женщины в литературе. Да-да, я плохой мальчик. Женщина – двигатель прогресса, причина войн и преступлений, но всё это совершается не ею, а для неё. Маргарита та редкая птица, которая активно присутствует в сюжете, та женщина, что совершает немыслимые, но единственно возможные поступки для спасения своей Любви. Я хотел бы так любить. Я хотел бы, чтобы так любили меня. Их история стократ сильнее любого любовного романа, краше всех и вся из того что я прочитал. Но в моём сознании уже есть образ идеальной любви, отношений между двумя людьми – это их заслуга.

    Ловлю себя на мысли, что говорю о персонажах как о живых людях. А они того стоят. Я верю (по вере нашей будет дано, а?), что однажды и я увижу представителей Тёмных сил воочию. И никакие они не тёмные, разумеется. Они – указательный палец, который щёлкает по лбу или по носу особо завравшихся «особей человеческого пола». Согласитесь, что щёлкнуть без участия всей руки крайне сложно. Означает ли это, что ответственность за удар лежит только на одном пальце? Увы, нет. Булгаков рисует Тёмные силы рядом со Светлыми, рука об руку идущими по своим делам. Это природа человека, природа всего сущего, инь и ян нашей жизни.

    Удивительно хорош Бегемот. Если бы ему не было весело работать с людьми, он стал бы лучшим комиком в истории. Его шуточки всегда остры и беспардонны. Он самый яркий персонаж этой книги, но не самый главный. Вообще у них сложилась душевная, тёплая банда, которую ни с какой другой не спутать.

    Знаю тех, кто не любит эту книгу. Знаю тех, кто не понимает. Сам не со всем согласен. Но! Это Явление в мировой литературе, целый пласт из одного томика. Как целый континент на планете архипелагов. А критики (читатели, разумеется), не принимающие МиМ имеют на это полное право. Свои герои, свои идеалы. Пусть. Это же здорово, когда идеалы вообще есть.

    Но в моей жизни этот бордовый том занимает отдельное место. В нём, томе, есть ещё «Белая гвардия», уверен, что стоящая вещь, но мною непрочитанная. Не могу. Пробовал. Это том одного, только одного романа. Романа, который будоражит русскую литературу, русского человека спустя столько лет. Если мои дети не поймут её, мне будет искренне больно, но я смирюсь. Для читающего человека всегда есть личные сваи, на которых может держаться только он один.

    Вот эта – моя.

    10
    32