Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Афанасий Фет. Стихотворения. Поэмы

Афанасий Фет

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2024 г.

    О природе, творчестве, любви

    Очень интересно сравнивать похожие стихотворения, начинаешь больше видеть. Стихотворение «Печальная берёза у моего окна…» очень похоже на более известное стихотворение Есенина «Белая берёза под моим окном…». Выглядит так, как будто Есенин вдохновился текстом Фета или оба автора переводили одно и то же иностранное стихотворение:

    Но, хотя стихотворения схожи и по основному образу, и по пейзажу-прототипу, и даже по композиции, можно увидеть различия. Стихотворение Фета более грустное, снег на берёзе воспринимается не как украшение, а как «траурный наряд», в который, к тому же, берёза наряжена не по своей воле, а «прихотью мороза», в то время как убранство есенинской берёзы роскошное, она «принакрылась снегом, точно серебром» и как будто бы белым узорчатым платком. У Фета печали добавляет и эпитет «печальная», и возможность разрушения красоты в конце: «И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей». Берёза красива как бы вопреки всему «траурному» и «печальному», а у Есенина – красива сама по себе, и снег только делает её ещё прекраснее.

    Фета называют поэтом «чистого искусства». У него вы не найдёте гражданских и остросоциальных стихотворений. Всё – о природе, любви, творчестве.

    Мне нравится стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Образы и выразительные средства дают понять, что речь идёт не только о жизни природы, но и о человеческой жизни – и в ней бывает «жестокая пора», когда царит «холод лютый». Но стихотворение жизнеутверждающее:


    Но верь весне. Её промчится гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа.

    Загадочное и волнующее стихотворение для любителей всего таинственного – «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…». Его героиня гадает при свечах перед зеркалом. Стихотворение небольшое, но заставляет и замирать от страха вместе с гадающей девушкой, и радоваться за неё, увидевшую доброе предзнаменование.

    Стихотворения Фета музыкальны, он использует много повторов (свойственных вообще музыкальным произведениям), параллельные построения фраз, звукопись, экспериментировал с новыми размерами (например, у него появляется дольник – сочетание двусложного и трёхсложного размеров, распространившееся уже в Серебряный век), сочетал в одном стихотворении длинные и короткие строки. Многие его стихи (около 100) положены на музыку. Есть и стихотворения, посвящённые музыке и пению.
    Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» создано под впечатлением от музыкального вечера в кругу друзей и пения Татьяны Кузминской (Берс), отличной музыкантши и певицы, которая была прототипом также Наташи Ростовой в «Войне и мире».

    Лев Толстой (Татьяна Кузминская была сестрой его жены), прочитав это стихотворение Фета и дойдя до последней строки: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», шутливо заметил: «Эти стихи прекрасны, - сказал он, - но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый...»

    Есть у Фета стихотворения, посвящённые теме невыразимого словами – «Как мошки зарёю», «Поделись живыми снами», «Какие-то носятся звуки», «Я тебе ничего не скажу», «Как беден наш язык! Хочу и не могу». Эта тема, наверное, особенно дорога филологу – ода тому, что можно чувствовать, но нельзя рассказать))


    О, если б без слова
    Сказаться душой было можно!
    10
    91