Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

На маяк

Вирджиния Вулф

  • Аватар пользователя
    Аноним16 ноября 2014 г.

    Первый раз книгу Вирджинии Вулф «На маяк» я прочла еще лет в 19. Я читала ее месяц, страницу за страницей, и не видела конца своим мучениям. Но что самое главное – я ничего не поняла. Закрыв книгу, у меня было такое впечатление, что я никогда ее и не открывала. Спустя несколько лет мне нужно было прочитать другую ее книгу, «Миссис Дэллоуэй», и я содрогалась от ужаса. Но к моему большому удивлению книга мне очень понравилась. И вот спустя еще пару лет я всего за несколько дней перечитала «На маяк» - это удивительная книга.

    Возможно, лично я была не готова читать Вулф тогда, а, возможно, просто нам всем в 19 лет хочется, чтобы у книги был четкий сюжет, захватывающие и интригующие диалоги, приключения, неземная любовь, драма, дружба по гроб, в конце концов, хочется просто иметь возможность выстроить всю историю в своей голове и переживать за отношения персонажей. А тут какая-то миссис Рэмзи, которой нужно крышу починить, и все это выйдет в 50 фунтов, и лишь бы доб не подгорел, и как не хочется, чтобы дети росли, а Минта согласится или нет… Действие книги из 224 страниц охватывает всего одни сутки (пусть и метафорические): первая часть романа воссоздает один сентябрьский день в жизни четы Рэмзи, их детей и гостей, вторая часть начинается ночью того же дня, но эта длинная ночь длится слишком долго и уносит много жизней, третья часть начинается с рассвета после ночи.

    То, что тогда мне казалось минусом, этим знаменитым вулфовским потоком сознания, сейчас мне кажется невероятным плюсом. Представьте, что вы научились читать мысли. Вы сидите за столом и слышите гул голосов, которые идут изнутри, но не выходят наружу, из-за чего они немного нечеткие и тихие: «Что в этом году плохой лов рыбы; рыбаки эмигрируют. Говорили о заработках, о безработице. Молодой человек изобличал правительство. Уильям Бэнкс, думая о том, какое облегчение – ухватиться за что-то в таком духе, когда личная жизнь наводит тоску, прилежно слушал про «один из возмутительнейших актов нынешнего правительства». Лили слушала; миссис Рэмзи слушала; слушали все. Но Лили уже заскучала и чувствовала, что тут что-то не то; мистер Бэнкс чувствовал – что-то не то. Кутаясь в шаль, миссис Рэмзи чувствовала – не то, не то. Все заставляли себя слушать и думали: «Господи, только б никто не догадался о моих тайных мыслях»; каждый думал: «Они все слушают искренне. Они возмущены отношением правительства к рыбакам. А я притворяюсь».

    Эта книга искренна и открыта для прочтений. Здесь нет всезнающего нарратора, который будет «навязывать» нам уже готовые образы персонажей: зовут так, лет столько, рост такой, пуговиц на жилете столько, глаза такие, характер такой. Перед нами проскальзывают детали, обрывки фраз, намеки, молчание и, главное, мысли. Мы становимся свидетелями самого интимного, что есть у человека и что на данный момент, слава Богу, еще не научились читать, а именно мы получаем возможность слышать мысли персонажей и на их основе самостоятельно выстраивать образы персонажей, их взаимоотношения, выстраивать декорации данной истории.

    Таким образом, в этой книге Вирджинии Вулф (как и в остальных ее романах), главным является изображение психических состояний, а не конкретных событий. Мы погружаемся в мысли то одного, то другого героя. А благодаря этим внутренним монологам, которые часто выявляют разные точки зрения на одно и то же событие, мы можем выстраивать то, что скрыто от нас. Мы наравне с автором становимся создателями истории, которая, казалось бы, уже написана. И как раз в этом и прелесть романа «На маяк» - мы чувствуем, что отношения персонажей внутри романа живые, а это очень здорово.

    3
    40