Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Посещение

Олег Радзинский

  • Аватар пользователя
    parastas16 ноября 2014 г.

    Книга « Посещение» выпущена в 2000 году. Составляющие её рассказы датированы 1985 годом. Общее впечатление таково – перед нами миросозерцание человека в трудных поисках себя, своего пути, непохожего на другие судьбы, в обретении такого земного счастья, о котором он ещё в полной мере не имеет понятия. Герои книги – это милые люди, заслуживающие сочувствие не только сентиментальной части читателей. Все, без исключения, образы «Посещения» лишены надуманного идейного наполнения. Близкие по общности интересов и потребностей, по целям и ежедневно решаемым задачам большинству тогдашних современников автора, они словно притягивают на себя беды и напасти. Мысли здесь таковы - ладно, пусть мы живём трудно, сами, наверно, виноваты, но должна же где-то быть счастливая жизнь. Пусть нам неизвестно, что любят и чем там занимаются люди. Но хотелось их спросить, как зависит материальный достаток, общественный успех именно от традиций и установленных сверху законов.

    Незамысловатый быт деревни позднесоветского периода для многих из ныне живущих не связан ни чувствами, ни воспоминаниями. Доверие к написанному О.Радзинским подтверждается подробными деталями быта, картинами окружающей природы, яркими портретами героев, ёмким содержанием диалогов. По-честному, надо бы достучаться напрямую к безудержным эмоциям, провести линии, соединяющие простоту сюжета и личную заинтересованность автора в счастливом исходе событий. Но ясно представляется несбыточность таких желаний – так всё было плохо. Сердечно и неравнодушно воспринимается всё, что случилось здесь, на бумаге, в этих рассказах, что и позволяет войти в положение писателя. Ведь ему многое хочется рассказать миру, и в тексте главным смыслом выступает горькая неудобная правда - то связующее звено, от которого зависит всё дальнейшее творчество, и даже просто жизнь автора.

    Пронзительная история водителя Пал Егорыча из рассказа «Чёрная выбель» довольно откровенно выбивает слезу. Нет ничего невозможно грубого в приёмах писателя, отсылающего читателя к потаённым зарубкам души. Реалистичное, при этом внутренне привычное и близкое каждому, изображение наглядных ситуаций подчинено идее как протеста, так и компромиссного одобрения всего происходящего в стране. И не смелость и безрассудство, а право доверенного людьми долга выразить критику основ жизни, заставляет не оставаться равнодушным в общем безмолвии и согласии. Но нельзя полностью отрицать всё и всех, это твои соотечественники, их судьба и история, которые заслуживают уважения. В целом, трепетное отношение к своим героям и к реальным людям, возможно, объясняется добрым характером автора. Важно не заявлять, что я знаю, как надо жить, а доходчиво донести людям саму возможность жизненной альтернативы, созданной из их собственных идейных представлений, но с необходимыми нравственными ограничениями.

    10
    225