Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Введение в буддизм. Курс лекций

Евгений Торчинов

  • Аватар пользователя
    fireshit1 июня 2024 г.

    Моё "Введение в буддизм": "не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу быть владычицей морской" )

    Это будет необычно длинный для меня здесь текст о личном опыте изучения буддизма, в основном, не по книге Торчинова, и не без сарказма, но с важными выводами.

    1) Сначала про школы: предпочтительна и правильна несомненно Тхеравада, по нескольким причинам:

    • первоисточник, почти "слова Будды" - Палийский канон.
    • Махаяна в целом похожа на некую череду искажений, в пределе превращающих религию в некий "Кодекс строителя развитого буддийского социализма", это "не моё" )
    • мистика пустоты это самое мисинтерпретируемое, что есть в буддизме, и реально "можно жить без неё".
    • я не люблю "новомодные" всякие йогическо-тантрические штучки, и меня смешат женщины, их практикующие, так как это всё противоположно реальным аскетическим целям.

      2) Теперь про философию: всё там очень хорошо и психологически точно, и в Тхераваде конечно точнее, чем в Махаяне. Таким образом, духовный рост должен быть устроен именно так, сначала интеллектуальные созерцательные критерии, а затем уже аскетические. Никаких клоунских покаяний, сразу честно признается, что борьба с плотскими страстями и всякими формами злонамеренности это надолго (если не навсегда)).


    Таким образом, молодые неофиты, хотя "вошедшие в поток" чисто интеллектуально, могут оставаться не очень приятными и высокоморальными людьми (они могут быть даже преступниками, извращенцами и конченными мизантропами), но "это норма" )
    Психологический анализ в Тхераваде существенно превосходит по уровню христианский, не говоря уже о других.

    3) Отдельно про эсхатологию буддизма: у меня были споры с парой умных людей, короче, я склонился к выводу, что человечество вполне может прожить еще требуемые 2500 лет (около 5000 лет со дня смерти Будды), так как демографию индобуддийских регионов не перешибёт никакой швабизм, антинатализм и прочее.

    4) Про личное восприятие "4 стадий просветления": меня совсем не привлекает дальнейший духовный рост в направлении сакадагами-анагами, так как это слишком скучно по перспективам, но здесь явная гармония моего восприятия Дхармы и духовного уровня, то самое "не хочу быть столбовой дворянкой, но хочу быть владычицей морской". Здесь я очень похож на забавного монаха Нанавиру Тхеру, и возраст близок, и понимание невозможности дальнейшего прогресса, и общее нездоровое жизнелюбие )

    5) Про выбор между буддизмом и христианством (протестантизмом): здесь достаточно посмотреть как доктрины выглядят с точки зрения друг д

    • буддизм честно признает, что христианство как моральное учение помогает не портить карму, но указывает, что всё равно христиане останутся крутиться в сансаре без понимания Дхармы.
    • аутентичный протестантизм же скорее обещает всем буддистам нечто нехорошее, выглядит менее адекватно.

      6) О практике: конечно, я не люблю медитации, у меня слишком холерический темперамент, но несложно заметить, что в целом они не обязательны, вероятно даже, что те, кто слишком ими увлекается, нарушают правило-критерий для вошедших в поток о непривязанности к ритуалам.

      7) Оттуда же тонкое наблюдение о проблеме христианства и его учений об избрании:

    :

  • The view that one becomes pure simply through performing rituals (animal sacrifices, ablutions, chanting, etc.) or adhering to rigid moralism or relying on a god for non-causal delivery (issara nimmāna).

5
1K