Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Shadow on the Crown

Патриция Брейсвелл

  • Аватар пользователя
    -Nell-29 мая 2024 г.

    ‘’У нее будет корона на голове и сломанная судьба’’. Кристофер Уильям Гортнер

    По большому счету, как я понимаю, есть два основных источника сведений о короле Этельреде и королеве Эмме, значительно отличающиеся друг от друга по характеру отображения событий. «Англо-саксонскую хронику», из которой черпаются сведения о короле Этельреде, писали много позже и в очень критичном ключе, а панегирик королеве Эмме писал ее современник и в очень хвалебном стиле. Каждой главе в книге предшествует эпиграф -краткий отрывок событий, относящихся к данному году в Англосаксонской хронике. Всего несколько строк, но очень лаконичных и сухих. Но за этими скупыми словами, описывающими каждый отдельный период и действия короля Этельреда, чувствуется холодное осуждение хронистов. Автор романа подчеркивает в своем описании короля в основном негативные стороны, используя лишь черную краску и «награждая» его всеми грехами и недостатками. Это полностью отрицательный тип, без единого светлого пятна, и по описанию автора - жуткое создание тьмы, без души и без сердца. Так видится писательнице король Англии в одну из тяжелейших эпох ее истории. Очевидно, что для этого есть немало оснований . Так у в «Истории английских королей» Уильяма из Мальмсбери, написанной уже в XII веке, хронист отмечает , что ‘’жизнь его [Этельреда] была жестокой вначале, достойной презрения в середине и постыдной в самом конце’’. Трудно отмыться от такого презрения потомков.
    Но если об Этельреде есть сведения, то об Эмме почти ничего не осталось, потому как в те времена женщины не интересовали церковных историков и летописцев. В эпоху полной безграмотности в основном только монахи и священники писали хроники и женщины, по их мнению существа греховные и распространяющие грех, не представляли никакой ценности для будущего. Их место заботиться о муже, детях и домашнем очаге. Что такого важного, интересного или просто достойного внимания может быть во всех этих обыденных действиях. Похвально, что деятельная королева решила исправить такую вопиющую несправедливость и сама заказала свою биографию. Но дело в том, что как видно из «Похвалы королеве Эмме», Эмма предпочла вычеркнуть из своих воспоминаний все, что было связано с королём Этельредом, и ее жизнь чудесно начинается лишь после его смерти. Ну что же, кто платит, тот и музыку заказывает. Поэтому у автора есть завидная свобода фантазировать на тему детства, юности и даже немалой части молодости своей героини, рисуя ее яркими красками и заполняя ее день всякими разными событиям и подробностями, создавая притягивающий своей жизненностью образ легендарной королевы, действительно прошедшей огонь, воду и медные трубы. Иногда ей казалось, что все пропало и ее жизнь закончилась, но вновь и вновь она как сказочный феникс восставала из пепла и руин и продолжала свою бурную, полную риска и опасностей жизнь, порой отравленную и разрушенную горем и иногда освещенную счастьем и любовью.
    Царственные отпрыски всегда были ценным товаром и ходовой разменной монетой на матримониальном рынке. Молодые наследницы приносились в жертву династическим выгодам, укреплению связей между королевствами и расширению границ. Их продавали как породистых кобыл, от которых ждут лишь быстрое, здоровое и многочисленное потомство. Эта же судьба постигла и юную Эмму, отправленную за кордон к королю-неудачнику, мизантропу, лишенному какой-либо харизмы, да к тому же в два раза ее старше. Но дети в те времена рано взрослели, во всяком случае физиологически. Пятнадцатилетние девушки иногда прямо-таки виртуозно владели искусством обольщения и соблазнения, а в домах знати царили очень вольные отношения, граничащие с инцестом. Эмма очень быстро познакомится с этим придворным гадюшником, столь непохожим на любимый замок в Руане, где ее все любили, и привычные ей просторы Нормандии.
    Эмма становится королевой Англии в один из самых тяжелых ее периодов, когда северные пираты викинги не переставая терзают ее, жгут, грабят, насилуют и уводят в плен ее несчастных жителей. Ремесло короля всегда требует бесконечного и непрерывного вкладывания сил, денег и времени. Но особенно трудно быть королем в такое жестокое время. Разрываемое на куски внешним врагом королевство разрушается и изнутри распрями подданных, борющихся за влияние, земли, богатства и милости.
    Эти скалящиеся хищники и шипящие и брызжущие ядом ненависти змеи, ждущие лишь подходящего момента вонзить свои клыки в ослабевшую, пусть даже на миг, жертву, не останавливаются ни на минуту. Иногда исподтишка, а иногда и совершенно открыто, не стыдясь и без зазрения совести, беря то, что по их мнению им принадлежит по праву, ими самими и установленному.
    Купля-продажа верности, преданности и элементарной честности стала чем-то обыденным и уже никого не удивляет. Королевский трон стоит на отчаянно зыбкой почве и требуется лишь небольшое усилие придворных доброхотов, чтобы он задрожал и скинул в кювет непристегнутого никакими ремнями безопасности бессильного короля.
    К сожалению герои романа удивительно одномерны и плоски. Если Эмма по сути Мать Тереза, благочестивая матрона, смиренная жена-праведница несмотря на привязанность и влечение к сыну короля, то Этельред - законченный мерзавец, недальновидный в своей жестокости и опасный в своем упрямстве и неразумности, неумении принимать решения и нерешительности перед прямой угрозой и изощренный садист, не доверяющий никому и подозревающий всех, даже собственных сыновей, особенно собственных сыновей.
    Невольно вспоминается король Альфред Великий, правивший в не менее тяжкую эпоху и любивший своих детей и принимавший деятельное участие в их воспитании, насколько нелегкое ремесло короля позволяло ему. Тогда как предстающий перед нами Этельред, потерявший счет и интерес к своим многочисленным детям, испытывал лишь раздражение и скуку от одного упоминания о них.
    О старшем сыне короля Этельстане нет вообще ничего, даже в Википедии, и его имя в списке детей Этельреда даже не напечатано синим цветом, позволяющим при нажатии на него перейти к какой-то информации о нем. Поэтому, как полагается в любовном романе, он представлен автором благородным рыцарем и достойным любви и женского желания прекрасным героем сказок. Если не знают, кто он и где он, так он может быть где угодно и даже с кем угодно, включая королеву. Будем считать, что в утешение от обид и издевательств короля, она получила в подарок от доброй феи возможность ощутить себя любимой. А почему бы и нет? Законы жанра неумолимы.
    Хотя на мой взгляд автор демонстрирует слишком уж буйную фантазию, сама подчеркивая, что практически все вымысел, конечно в пределах основных вех Англосаксонской хроники и мемуаров Эммы.
    И все же такая вольная интерпретация событий вызывает некоторое недоумение и требует объяснения.
    В Википедии есть лишь одна строчка, что Свен Вилобородый с 1003 по 1007 год совершил несколько набегов на Англию. Автор дала волю своему воображению и закрутила совершенно невероятное смертельное приключение с участием Датского короля.
    В «Похвале королеве Эмме», обходящей молчанием короля Этельреда, детей Эдуарда и Альфреда, первая из трех частей посвящена королю Свену, отцу Кнуда и свекру Эммы. В ней Эмма через анонимного автора восхваляет Свена как отважного и смелого полководца и отдает должное его человеческим качествам, вознося его до уровня героя народного эпоса. Придуманное автором романа похищение Эммы Свеном, сопровождавшееся насилием и жестокостью как-то не увязывается с последующим панегириком из уст благодарной королевы в его честь. Надеюсь, что в следующих частях этому будет приемлемое объяснение.
    Самый неприятный момент в жизни Эммы это ее полнейшее равнодушие и нежелание в будущем общаться и участвовать в жизни ее детей от Этельреда, особенно первенца Эдуарда.
    В романе очень четко представлено , что ребенок был долгожданным и желанным и Эмма была счастлива и горда и была готова как львица защищать своего детеныша, не оставляя его ни на миг без присмотра. Надеюсь, что в дальнейшем будет разумное объяснение нелюбви и неприязни Эммы к сыну Эдуарду. Потому что, как известно, будущий король Эдуард провел практически в ссылке 25 лет без какой-либо инициативы общения со стороны такой вроде бы в начале преданной и заботливой матери. Конечно известно, что после смерти Этельреда, Эмма не превратилась во вдовствующую королеву, а вновь стала королевой и женой короля Кнуда. После смерти Кнуда она должна была заботиться о том, чтобы корона досталась их общему сыну и охранять его от каких-либо внешних посягательств, даже от собственных детей. Но ведь мать не может вдруг перестать любить своих детей? Непостижимо и необъяснимо. Эмма в сое время осуждала Этельреда за его подозрительное и недоверчивое отношение к собственным детям, представляющих для него опасных конкурентов во владении короной и троном. В будущем она в точности повторит все то , что презирала в короле.
    Еще один небольшой момент. Не нашла ни одного предложения, которое можно было бы вынести как цитату. Это, наверное, говорит о том, что книга чисто повествовательная и описательная. Как говорится, что вижу- о том пою. Хоть герои и живут в трудное время, решают тяжелейшие проблемы целого королевства и ответственны за судьбы тысяч людей, они заняты в основном своими личными переживаниями, страхами, чувствами и проблемами. В общем сплошное банальное самокопание. Ну, так ведь принято в любовных романах. Чувства, а не мысли.

    9
    213