Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Clockwork Girl

Анна Маццола

  • Аватар пользователя
    Аноним29 мая 2024 г.

    Историческая сказочка

    Мне нравится открывать для себя новых авторов, а тут еще и предисловие сообщило, что первая книга автора была о слепой женщине, осужденной за пособничество в убийстве в 1837 году, вторая посвящена помощнице фольклориста, ищущей мрачные сказки и похищенных девушек в 1857 году, сейчас перед нами – третий роман, где действие происходит в 1750 году, а четвертый и вовсе будет о привидениях в фашистской Италии. И все завоевали какую-нибудь премию, видимо, за историчность и беллетристичность, которые так нравится многим читателям. И я почему-то подумала, что это может быть нескучный автор с живой фантазией.

    В целом, наверное, так и было. Самобытная авторская манера чувствовалась сразу – это не было в полном смысле слова стилизацией или попытками искусственно воспроизвести реалии XVIII века, опираясь на документы, это был просто современно написанный текст, отталкивающийся от артефактов – от раскрашенных стен комнат, нарисованных на каминном экране птиц, черепаховых гребней, кухонной посуды, корсетов, платьев с костяными пуговками, механических игрушек – всего того, что мы с тайным волнением рассматриваем в музеях, понимая, что этими вещами когда-то пользовались люди, а пользуясь, чего-то хотели, что-то любили, что-то отвергали: иное время представало в книге таким, каким каждый из нас его себе приблизительно и воображает, слыша слова «восемнадцатый век», не заморочиваясь деталями и не гонясь за исторической точностью. Конечно, мысли и чувства людей века XVIII-го содержательно невосстановимы, но вещь, несущая в себе человеческий отпечаток (ухоженная, бережно хранимая, незаконченная, застиранная, небрежно сделанная), позволяет свободно «фантазировать на тему», что и делает автор, не стремясь реконструировать, но стараясь погрузить в атмосферу. Механические игрушки, которые были так популярны в XVII-XVIII веках, завораживают как героиню, так и читателя. И пусть все немного постановочно-театрально, поначалу читается довольно живо – как смотрится фильм в красивых исторических декорациях.

    Но чем дальше продвигаешься в сюжет, тем неинтереснее он становится, и янгэдалтовская кукольность текста проступает все отчетливее. Сюжет, сколько на него не накручивай проблем, привлекающих непреходящее внимание (похищение детей, анатомические штудии, механические игрушки), достаточно простой. К сожалению, замысел автора становится понятным, когда возникает противоречие между игрушкой и возможностью осуществляемых ею действий, и это мешает дальнейшему чтению. Предугадывать конец истории, не дойдя и до половины, - это минус. Читая, я все больше понимала, что вышла из возраста всех «Анжелик» и, похоже, перестала быть любителем подобных исторических сказок. Мне просто хотелось провести немного времени, отвлекаясь от современности, но как любое лишенное смысла времяпрепровождение, это скоро надоело.

    37
    853