Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь и смерть Михаила Лермонтова

Георгий Гулиа

  • Аватар пользователя
    Аноним29 мая 2024 г.

    "Бог нашей драмой коротает вечность: сам сочиняет, ставит и глядит"

    "Эта книга – про жизнь и про смерть Лермонтова так, как они могут быть объяснены документально, без особых домыслов. Про жизнь и про смерть его так, как понимаю я, как представляю себе. Следовательно, это не монография и не литературоведческое исследование, а скорее роман. Но и не совсем роман в обычном понимании. Читатель, разумеется, может предъявить к ней самые различные требования с самых различных точек зрения. По своему вкусу. А я бы назвал ее «книга-роман»."

    Это вступительные слова автора Георгия Гулиа о своём романе про жизнь Михаила Лермонтова. И он прав, написано действительно не столько документально, сколько художественно. А самое главное - с любовью! Она в каждой строчке, в каждой мысли и предположении автора. Я бы даже сказала с каким-то родительским трепетом, когда о своих детях не говорят плохо, в крайнем случае с некоторым смягчающим оправданием даже при некрасивых поступках своих чад. Такое у меня осталось впечатление об этой книге, которую я в свою очередь прочитала с большим интересом.

    Фигура Лермонтова загадочна и притягательна своей неоднозначностью, поэтому и захотелось слегка заглянуть за завесу таинственности его жизни. Слегка - получилось, да. Но загадка его натуры всё ж таки осталась. Автор тоже несколько блуждает в тумане, потому что слишком мало достоверных фактов, документов, писем осталось после жизни Лермонтова. Многое приходилось логически домысливать, предполагать, складывая событийные пазлы, чтобы получить законченную картину жизни поэта.


    Тем не менее, из истории его рождения, детства и взросления мне теперь известно, что рос он без родителей, но всю свою жизнь был окружён и обласкан своим ангелом-хранителем, своей бабушкой, которая влияла и оберегала Михаила, как самоё себя. Условия его взросления всегда были вполне благоприятными, но характер сформировался неоднозначным. Жил в достатке, но бунтовал против системы, которая взрастила, и это отражается в его творчестве, за которое он считается гражданским поэтом в том числе. Лермонтов выглядит как молодой человек с душой пожившего и настрадавшегося мужчины. Гулиа приводит много поэтических строк, где мелькают оттенки страдания, разочарования в жизни и предчувствие ранней смерти. Вот это раздвоение в душе поэта не давало покоя в течении всего повествования самому автору этого романа.

    Я думаю, что здесь нет загадки или нелогичности, просто потому что чаще верю в гены и реже в воспитание. Просто родился человек таким и всё. Унаследовал от своих далёких шотландских предков похожие черты. К тому же писатели, поэты или композиторы - они ведь проводники, проводники таланта и часто бывают совершенно разными в жизни и творчестве. Он так ощущал жизнь и её несовершенство, и я его отлично понимаю. Я думаю, что таких людей, которые в обществе веселы, а наедине с собой тихо плачут - достаточно в этом мире, и мы могли бы сильно удивиться, если бы узнали статистику. Просто не все пишут стихи.

    Смерть Пушкина послужила неким толчком к настоящему взлёту таланта Лермонтова. Он будто почувствовал свою преемственность. И скандальное стихотворение "Смерть Поэта" послужило поводом к первой ссылке на Кавказ. Один великий ушёл, появился новый гений. Удивительно, что и смерти у них похожи. А свою раннюю смерть Михаил, судя по его стихам, чувствовал, видимо, с самого детства.

    Что касается самого характера Лермонтова. У меня сложилось впечатление после книги, что - да, всё-таки похож он на своего Печорина, ничего не попишешь. Может и не на все сто, но та же демоничность, неуживчивость и некое раздвоение, тот же острый язык и похожее отношение к женщинам. Что ж, имеет право быть таким, каким уродился. Более того - он гений, оставивший после себя наследие для своего народа, поэтому хорошо, что все гениальные люди - разные, как врачи. Они писали для нас - а мы тоже все уникальны...


    Ситуация с дуэлью, которая оказалась трагической, описана несколько туманно автором. Михаил любил острить и поддевать собеседников. Что именно он сказал Мартынову, который его убил, не описано. Автор, конечно, на стороне поэта, а как там было на самом деле - для меня осталось немного размыто. Лермонтов убивать не хотел, а соперник метил в самое сердце, увы. А на тот момент даже близкие не угадывали в Михаиле масштаб и величину его фигуры, иначе могли и уберечь. Хотя, вряд ли - достаточно вспомнить Пушкина.

    В книге много цитат и отрывков из его стихов. В рецензии приводить их не стану. Очень интересно описаны внутри семейные отношения между отцом и бабушкой поэта, и это отдельная тема, как в книге, так и в жизни Михаила Юрьевича. Но для себя я всё больше понимаю, что подходить к изучению жизни великих нужно с большой оглядкой и осторожностью. Может, и не всегда стоит это делать. Знания могут многое объяснить и помочь понять литературное творчество, но также и испортить, например отношение к этому самому творчеству. Как бы не сказать после какой-нибудь биографии - всё, я ему больше не верю! Но это не тот случай...

    56
    385