Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Нахэма

Вера Крыжановская-Рочестер

  • Аватар пользователя
    kash-ira28 мая 2024 г.

    И дух не помог

    Самый известный миф о творчестве г-жи Крыжановской, пущенный ею же, что она писала свои произведения, входя в транс, под диктовку духа покойного Джона Уилмота, второго графа Рочестера. Да-да, того самого, который был прекрасным поэтом, писателем, драматургом, изобличающим в сатирической форме глупость власть имущих и в целом человеческую. И того самого, который вел непутевый образ жизни, похитил свою будущую жену, посидел в тюрьме, скрывался от властей под именем доктора и умер в 33 года предположительно от сифилиса. Конечно же, я не могла пройти мимо и не полюбопытствовать, что же мог "надиктовать" дух такой неоднозначной личности.

    Для знакомства с творчеством г-жи Крыжановской-Рочестер я выбрала роман "Нахэма" по двум причинам. Во-первых, это не самое популярное и известное произведение Крыжановской, есть возможность непредвзято, без лишнего информационного шума составить свое собственное мнение о книге. Во-вторых, тема инквизиции, ведьм, сжигания на костре по ложному навету, заявленная в аннотации, вселяла надежду на сложный сюжет с тонкими размышлениями о природе добра и зла, о роли церкви в жизни средневекового человека.

    Действия книги разворачиваются в городке Фрейнбург и его окрестностях в 1485 году. В центре сюжета двое влюбленных: рыцарь Вальтер Кюссенберг и дочь скромного писаря Леонора Лебелинг. Он богат, знатен и благороден; она юна, свежа, прекрасна и скромна, оба любят друг друга. И все было бы хорошо, но мать рыцаря Кунигунда мечтает женить его на Филиппине Шрамменштед, дочери будущего бургомистра. Женщины решают обвинить семейство Лебелинг в связях с нечистой силой. Спастись от неминуемой казни удается только Леоноре. В ночь перед сожжением к ней является таинственный мэтр Леонард и за освобождение просит всего-навсего отречься от Бога. Скромная набожная девушка соглашается. Так мэтр Леонард с ее помощью получает возможность создать Нахэму, ожившую статую, чье предназначение мстить и соблазнять.

    Казалось бы, такой богатый материал, можно так развернуться, но не тут-то было. При всем внешнем символизме (и говорящие имена, и каббалистическая атрибутика, и религиозные мотивы, и пр.) текст получился невыразительным и неровным: то он примитивно прост, то пафосно выспренний. От обилия глагола "вскричал/вскричала", заламывания рук и выдергивания волос рябит в глазах и отдает дешевым фарсом. Героям очень сложно сопереживать, они картонные и нужным только для того, чтобы автор могла высказать основную мысль.

    Мысль эта в духе того времени и тех кругов, в которых вращалась г-жа Крыжановская, заключается не столько в торжестве добра над злом, бога над дьяволом, сколько в том, что зло от евреев. В конце концов само название книги о многом говорит. Первоначально книга называлась "Любовь Элеоноры", что делало акцент на романтических отношениях. Название же "Нахэма" отсылает к иудейской мифологии, в которой Нахема являлась демоническим существом, и заостряет внимание на религиозном противостоянии. Пожалуй, поиск деталей в тексте в пользу этой идеи для меня был самым увлекательным. Во всем остальном это скучное и малоинтересное произведение.

    Увы, и г-жа Крыжановская, и дух покойного графа Рочестера меня разочаровали.

    5
    66